Старинная девичья ворожба — пускание венков по воде... Самое интересное, что такой же обычай существует у девушек Индии. На их венках тоже горят свечи

«Не боги это, а просто дерево», — говорит полулегендарный Нестор-летописец о языческих кумирах, противопоставляя их троично-единому Богу-Творцу, веру в которого принесло на славянские земли христианство.

Что ж, — Нестору, «черноризцу Федосьева монастыря Печерьского», по званию было положено обличать традиционный культ и объявлять кумиры предков обычными статуями: «Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками…»

Мало того, — предполагалось, что в рубленые истуканы вселяются демоны.

Инцестуальные мотивы в мифе и литературе неоднократно исследовались, главным образом, на материале сюжета об Эдипе и преимущественно психоаналитиками, в связи с так называемым эдиповым комплексом, т. е. подавленным инфантильным подсознательным эротическим влечением к матери (реже — к родной сестре), сопровождаемым ревностью — ненавистью к отцу (реже — к брату) и чувством вины перед последним.

В последнее десятилетие наблюдается повышенный интерес у представителей гуманитарных наук к русскому православию. При этом акцент делается на изучении особенностей восприятия православия крестьянством. В то же время практически не рассматривается наставническая роль священников, регулирующих религиозно-обрядовую жизнь своей паствы.

Прииртышский материал позволил выделить две темы в связи с образом лешего: "Встреча с лешим" и "Леший заводит проклятого". Внутри темы заглавной буквой обозначена группа. Группа показывает характер разрешения конфликта между человеком и мифическим существом: А — неблагополучный исход для человека; Б — благополучный исход для человека; В — отсутствие конфликта.

Так сложилось, что, изучая культуру Древней Руси и древних славян, досконально изучают православие, образчики первых веков христианской Руси, однако о язычестве принято говорить в книгах одной строкой: «до крещения Руси, славяне были идолопоклонниками», однако такая формулировка не только не точна, но и не верна – это все равно, что говорить о христианах как об «иконопоклонниках». На самом же деле, Язычество Славян – предмет для изучения намного более глубокий, интересный и загадочный, чем христианство. Это доказали уже многие авторы, например, Борис Алексеевич Рыбаков в его эпохальных книгах, открывших многим людям, ныне занимающимся язычеством, глаза («Язычество Древних Славян», «Язычество Древней Руси» и многие другие), многим менее известные более поздние авторы: Антон Платов, Александр Асов, Валерий Демин, Сергей Парамонов (Лесной).

Так много уже было сказано о нём, что может показаться лишним добавлять к тому ещё и данные строки. Но куда бы мы ни посмотрели в Словакии, везде видны следы его работы и влияние Штура и горстки людей, названных его последователями. И поэтому каждое поколение должно снова и снова строить своё собственное отношение к Велиславу Штуру (1815 — 1856).

В течение ряда лет под руководством Н.К. Козловой на филологическом факультете ОмГПУ работал спецсеминар, на занятиях которого студенты занимались классификацией и систематизацией народной мифологической прозы, применяли данные принципы, в работе с текстами быличек, записанных в Прииртышье и хранящихся в ФА ОмГПУ.

Наступило время, когда опять пора верить в языческих богов и обожествлять природу. Уверена, что при слове "язычники" многим из вас вспоминаются страницы школьного учебника истории о славянских богах, о том, как Владимир Красное Солнышко их в Киеве устанавливал и о том, как тот же святой князь позднее Русь крестил. Да уж, дикие были времена. А вот современные язычники, или неоязычники — кто они?

Порядочную девушку еще не в такие далекие времена выставить свитка красоту на всеобщее обозрение могли заставить лишь неволя, насилие, рабство или тупик.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козлова Наталья Константиновна.

В статье делается попытка составления указателя всех вариантов сюжета восточнославянского фольклора о змее, заползающей в рот человеку и рассматриваются сопутствующие ему мотивы. В приложении даны образцы исследуемых текстов

Поиск

Журнал Родноверие