Вход в одну из пещерок в горе Соканлиннавуори. Происхождение этих полостей в граните до сих пор не выяснено и является предметом дискуссий (фото автора, 2011)
Слух – второй после зрения способ получения человеком информации. Большинство сакральных мест имеют какие-либо визуально выразительные черты, но есть среди них и такие, основным признаком которых для человека был звук. Хотя «звучащие» сакральные места были известны еще с античности, интерес к акустическим аспектам сакральных мест оформился впервые лишь в конце ХХ века.
Внезапно всё небо от горизонта до горизонта озарилось ярчайшей светом, казалось, вспыхнули тысячи новых солнц. Раздался оглушительный гром, и земля разверзлась, поглотив всех, кто на ней обитал. Затем Некто, кого до сих пор считали Богом, молча погасил на планете свет и захлопнул пустоты, так внезапно образовавшиеся. Наступила тьма и безвременье. Материя начала исчезать.
П-образная фигура на берегу озера Яново
С давних пор в нашей стране существовали различные виды сакральных камней, которые воплощали разные стороны верований.
Неизвестное ранее древнее святилище, получившее название «Рязанский Стоунхендж», было обнаружено экспедицией российского археолога Ильи Ахмедова летом 2004 года в районе Городища Старая Рязань1. Находка, располагавшаяся на вершине холма у слияния рек Оки и Прони в районе Спасской Луки, удивила даже видавших виды участников экспедиции Московского Государственного Исторического Музея.
Для славянина Природа священна. В ней проявляется Род-Бог в мире, нашим глазом видимом. В ней жили наши Предки, будут жить и вновь, перерождаясь через нас в потомках. Поэтому долг наш – оставить для своих же будущих воплощений Землю чистой и светлой, какой получили от родичей своих!
Этот камень находится в Старорусском районе Новгородской области на берегу р. Снежи примерно в 800 м к юго-западу от деревни Речные Котцы и 100 м к югу от берега.
Урочище Грушка (д. Бушмичи, Каменецкий р-н, Брестской обл.). По легенде девочка увидела здесь под грушей Божью Матерь
По исторической, краеведческой и церковной литературе, по архивным данным и по сведениям, зафиксированным экспедициями этно-исторического центра «Явар» в 2000–2014 гг. собрана довольно обширная информация о местах явлений Богоматери, Иисуса Христа, некоторых святых (более полусотни) и чудодейственных икон, в основном с изображениями Божьей Матери (около сотни).
О языческом капище, расположенном в глубине леса за санаторием «Прилесье», что находится в Тольятти на улице Жукова, мне рассказывали давно. В основном информация была о том, что какие-то неустановленные вандалы то беседку с навесом там сожгут, то попытаются поджечь резные столбы, то резные лики идолов топором порубят. Все это не вызывало интереса, поскольку пути моих перемещений не совпадали с месторасположением капища.
Рис. 1. Схема размещения каменй с ямками на территории Беларуси по С. Витязю и В. Винокурову. Линией обозначен ареал культуры шнуровой керамики Понемонья
Древнейшей группой культовых камней многие исследователи считают камни, на поверхности которых древним человеком высечены маленькие округлые ямки, имеющие по всей Европе примерно одинаковые размеры: диаметр от 3 до 10 см при глубине 0,5–5 см.
Валун у д. Кольчуны (Ошмянский район)
В белорусском фольклоре, в первую очередь в преданиях, довольно часто описываются такие инфернальные1 события, как появление на месте спрятанных в землю сокровищ таинственных огоньков и привидений, других странных и мистических существ.