Совместный проект «Комсомолки» и сайта Андрея Дыбовского «Глобус Беларуси».

Любопытнейший факт из книги Игоря Литвина «Затерянный мир»: минское языческое капище, расположенное на берегу реки Свислочь (район современной улицы Лодочной), просуществовало до начала XX века. В 1880 году, перед празднованием 900-летия крещения Руси, царские власти пытались прекратить отправление языческих служб. Был потушен священный огонь и спилен вещий дуб. Однако остановить поклонение валуну «Деду» не удавалось вплоть до революции…

На территории России и в других странах Европы, находится немало камней и других природных объектов, почитаемых местными жителями.

На самом берегу Плещеева озера, неподалеку от подножия Александровой горы, находится памятник седой древности, широко известный в Переславском крае под именем Синего камня, или Синь-камня

В России проведена перепись культовых валунов. Исследователи выяснили, что среди них, согласно поверьям, есть цветные, живые, горячие, и почти каждый второй из них — целебный.

По всей России можно встретить огромное количество каменных валунов, так называемых «следовиков», на которых изображены животные, рисунки иногда не очень понятного содержания, а в большинстве — отпечатки человеческих рук и ног. До сих пор ученые не могут ответить на элементарный на первый взгляд вопрос: зачем наши предки так «наследили» по всей Земле?

Белорусские учёные встревожены – в результате хозяйственной деятельности человека уничтожаются уникальные памятники неживой природы. Только за послевоенные годы бесследно исчезли сотни валунов, многие из них в народе считались святыми. Так у д. Ивашковичи Зельвинского района к валуну люди приходили исцеляться от болезней и недугов. В 1967 г. атеистически настроенные местные органы зарыли его в землю, кроме того, из-за бездеятельности местных властей, большинство из них находятся в запустении и захламлены. Например, в д. Крево Сморгонского района у Большого камня – памятника природы республиканского значения местные жители устроили свалку мусора, у Кривского валуна сжигается мусор, принесенный с близ лежащего кладбища, а Каменицкий камень на пашне завален землёй и вырванными после прополок сорняками.

Уникальный макрообъект сопка "Шум-гора" расположена на берегу р. Луги в Батецком районе Новгородской обл. Недалеко от сопки находится деревня Подгорье, которая в старые времена носила название Мскорицы.

О культовом камне «Кум-да-кума» в первый раз мне довелось услышать во время записи фольклора в деревне Маланьино Боровского р-на Калужской области в августе 2000 года от Желобинской Александры Александровны (1926 г.р.). Баба Шура как-то сама ни с того, ни с сего, припомнила, что ее тетка рассказывала про то, что есть за селом Тимашово, при д. Бавыкино «овраг, где «Кум-да-кума»» — два камня лежат, и с ними рядом маленький третий камушек. Дескать, кум с кумою шли ребенка крестить и «соблазнились», а дитя рядом положили. Вот, Бог и обратил их в камень.

На тихой зеленой улице Палеха лежит гранитная глыба. Случайный прохожий поначалу не обратит внимания — мало ли камней вокруг? Но, приглядевшись, отметит необычную форму валуна, похожего на человека. Или на топор?.. А затем вспомнит, что местная пресса иногда упоминает о некоем "палехском идоле", да в Интернете (если наш прохожий заглядывает в Интернет) появляются сообщения о бесхозном уникальном экспонате, достойном музея, — статуе бога-громовержца Перуна в знаменитом поселке Палех.

Много лет назад огромный ледник сполз со Скандинавского щита, увлекая за собой гигантские валуны. Миновав Карелию, камни, вмурованные в лед, благополучно "проехали" Ладожско-Онежский пояс. Так на берегу Плещеева озера близ нынешнего Переславля-Залесского

Поиск

Журнал Родноверие