Анна Наринская о сборнике Дениса Осокина.

Денис Осокин — он про две вещи: про любовь и про слова. В принципе, это может означать, что он — про самое главное и даже вообще про все на свете. Но нет — никакой гигантомании и почти до шепота пониженный голос. Он как будто выгородил себе отдельный участок — отдельную любовь и отдельные слова — и нянчится с ними.


Рис. 108. Обломок керамического сосуда с изображением камлающего волхва. Плёсский посад. Рис. П.Н.Травкина

Что известно российской науке о городских волхвах раннего средневековья? По справедливому суждению Б.А. Рыбакова, не так уж и много. Обращаясь к теме жреческого сословия, историк с сожалением констатировал скудность письменных сведений: «в дошедших до нас источниках (преимущественно церковного про исхождения) эта тема умышленно не разрабатывалась, и фигуры языческих волхвов появлялись на страницах летописей лишь в исключительных случаях, когда им удавалось увлечь за собой чуть ли не целый город»1.За всё то время, которое прошло с момента опубликования исследования Б.А. Рыбакова, письменных источников о раннесредневековых русских волхвах почти не прибавилось. Если же сузить тему до рамок провинции, то нам остаётся едва ли не единственное, более или менее подробное, летописное известие о восстании под предводительством волхвов в 1071 году. И в подобной ситуации вновь точкой опоры для историка становятся сведения архео логические. Они, в отличие от древних письменных свидетельств, неуклонно, год за годом, пополняются, и к тому же, как правило, удачно сочетаются с источника ми иного рода, которые удается собрать исследователю.

Шатунов: Материалы с первого сайта РБМ вышедшего в 2003 году.

2 августа — Перунов день. В последнее время россияне постоянно кого-то боятся. И ваххабитов, и неонацистов, и жидомасонов, и еще много кого. Среди тех, кто в глазах российского обывателя вызывает безусловный страх, — язычники. Или, если точнее, неоязычники, поскольку это движение к традиционному язычеству практически не имеет никакого отношения. Но так ли они страшны?

Чем для наших предков был ветер? На первый взгляд кажется — не столь важным явлением, как вода, дарившая жизнь посевам или приносившая наводнения, и не столь существенным, как огонь, приносящий тепло в очаг или несущий смерть и опустошение от пожара. На самом же деле ветер значил не меньше.

В Новгороде Великом, до утверждения там культа Перуна, существовало святилище Бога-Коркодила. Новгородские гусли, древнерусский ритуальный инструмент, украшались изображением жертвоприношения некоему ящеру...

«Аратта — это гора, преисполненная мудрости;
она подобна вечерней заре, идущей к своему дому
изгоняющей тьму пред своим светлым ликом;
Она подобна Луне, вздымающейся на небеса,
лицо которой источает сияния.»
Из шумерской поэмы III тыс. до н.э.
“Энмеркар и верховный жрец Аратты”

В полет по традиции космонавты берут с собой веточку полыни, так как она дольше остальных растений сохраняет запах и напоминает о Земле, а на стартовый комплекс экипаж принято провожать под песню "Земля в иллюминаторе".

Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.

Мы только что получили интересную картинку. Как это часто бывает, поляки сняли сериал, а потом смонтировали по нему художественный фильм. Обе версии достаточно интересны, хотя конечно чего-то не хватает друг другу в аббревиатуре. Сериал также является сокращением многотомной книги Сапковского, самый важный том которой был переведен на чешский язык как «Ведьмак», и так его признали словаки. Это был не точный перевод, но так лучше. В польском оригинале имя волшебного борца с чудовищами и злыми людьми — Видьмин, буквально Ведмин. Это, вероятно, не означает знатока. Он слишком часто удивляет знатока и в основном владеет мечом. В Польше такой словоформы традиционно не существует, и Сапковскому пришлось ее изобрести.

Поиск

Журнал Родноверие