Государства, народы, народности и племена

О том как летописная Литва (Лютва) XII-XIII веков в XVI веке стала Великим Княжеством Литовским, Русским, Жемойтским и иных земель.

Прежде чем описывать исход зарубинецких племён, давайте вернемся назад во времени и взглянем на северных соседей ЗБК — юхновцев. Начало этой культуры теряется в раннем железном веке. Честь ее первооткрывателя принадлежит профессору Д. Я. Самоквасову, который еще в 70-е гг. XIX в. раскопал около села Юхнова на Десне городище. Понадобилось еще 70 лет, прежде чем археологи осознали значение этого открытия и выделили Юхново и другие параллельные ему памятники в отдельную культуру.

В 1955 году археолог-любитель Федор Заверняев начал раскопки у себя на огороде в районном городке Почеп Брянской области. Раскопки дали обильные результаты, однако их значение Заверняев понять не смог. Только через несколько лет А. К. Амброз доказал, что жилища на Почепском селище принадлежат новой культуре, генетически связанной с ЗБК. Он предложил назвать ее почепской культурой; однако в последнее время ее понизили в ранге до археологической группы в рамках культурного слоя Рахны-Почеп (Щукин, Еременко). Дело в том, что в слой Рахны-Почеп, кроме почепской группы входят и другие: лютежская, грини-вовкинская, картамышево-терновская, зубрецкая, лбищенская, славкинская, инясевская, чардымско-алексеевская, чертовицко-замятинская, кистени-чечерская, группа Рахны. У них общее зарубинецкое происхождение, но объединить постзарубинецкие группы в культуру мешает отсутствие внутрикультурных связей. Эти разрозненные племена больше всего напоминают смальту: осколки стекла, вплавленные в основу – Восточную Европу.

В 1899 году киевский археолог Викентий Хвойка заложил ничем не примечательный раскоп на мысу Зарубиной горы около одноименного села Киевской губернии. Раскоп дал ожидаемые находки древнерусской эпохи, но Хвойка, ведомый чутьем археолога, решил продолжать работу.

Как выглядят последние язычники России? Представляются кровавые обряды, агрессивные полуголые мужчины, потрясание оружием? Если да, то зря. В религиозной жизни марийцев — европейского малого коренного народа России — главную роль играют священные рощи, и голыми с топорами по ним никто не бегает.

Мы — люди, и оппортунисты по своей природе. И чем дальше мы опускаемся вглубь веков, тем справедливее это утверждение. Жизнь наша в огромной степени зависит от того места, где мы живем. Но где бы мы ни жили, мы всегда остаемся людьми, и даже приспосабливаясь к окружающей среде, создаем свои уникальные искусственные среды, которые помогают нам выжить даже в самых суровых условиях. Собственно, изучением этих искусственных сред и занимается историческая география.

Как известно славяне — самая крупная языковая общность среди всех народов Европы. При этом между славянами нет единства. Наиболее близки между собой — русские, украинцы и беларусы — наследники Киевской Руси (возможно благодаря тому они и близки другу). Чтоже до Западных славян то внутри даже их общности нет единства. Например Чехи, Словаки и Сорбы противопоставляются Лехитам Полякам.

Самый древний славянский этноним мы находим у Прокопия Кесарийского, по его утверждению склавинов и антов в старину называли "спорами"(Σπόροι). Прокопий считал, что это название происходило от греческого слова σπείρω «рассеянные». В том же греческом есть и родственное значение для семян — споры σπορά, σπόρος (сев, посев, семя). В сущности, точный смысл слова "споры" неизвестен, но эта основа присутствует во всех индоевропейских языках. Есть предположение о связи слова "споры" с известным славянским этнонимом "сербы".

Когда рождается человек, первое, что он получает — это имя. Рождение народа происходит тогда, когда этот самый народ осознаёт, что он есть, что он существует. А коли так — надо выделить себя среди всяких прочих. Имя народу нужно позарез.

Первым сборником законов, регулировавших социальные, политические и экономические отношения населения единого Древнерусского государства, принято считать «Русскую Правду», созданную во время правления Ярослава Мудрого в XI веке. До этого времени жизнь восточнославянских и других общин, проживавших на территории Киевской Руси, регламентировалась иными правилами, частично хоть и нашедшими своё отражение в сборнике законов Ярослава, но всё же не дошедших до наших дней в письменном виде. Попробуем реконструировать жизнь восточных славян в догосударственную эпоху и при первых князьях династии Рюриковичей.

Поиск

Журнал Родноверие