Издревле земли восточных славян подвергались набегам кочевых и полукочевых племен – хазар, печенегов, половцев. Кочевники беспощадно убивали всех, кто сопротивлялся, угоняли в плен молодых мужчин и женщин, сжигали постройки, забирали всё, что представляло ценность. Позже с Запада стали угрожать военными походами немецкие рыцари. Поэтому в те времена воином был каждый взрослый мужчина из славянских земель. Нежелание воевать означало гибель или рабство. Древние славяне были отважными людьми. Для защиты от врага они применяли самое разное холодное оружие.
Главным оружием воина из княжеской дружины был меч. Не всякий охотник или землепашец мог владеть этим оружием, так как стоило оно немалых денег. Каждый меч изготавливался индивидуально и был символом воинской доблести хозяина. Рукоятка меча часто имела богатое украшение. Первоначально это было почти исключительно наступательное средство, первые мечи были рубящими, позже их начали применять как колющее оружие.
Нож с незапамятных времен использовался как бытовой инструмент или на охоте. Позже он трансформировался в настоящее оружие. Простолюдин не мог позволить себе дорогой меч, но вполне мог обладать полуметровым ножом. В умелых руках это было опасное оружие. Им можно было нанести смертельную рану, попав в незащищенное место или в щель между доспехами.
Топор также первоначально применялся для работы. Позже появились боевые варианты топора – чеканы, секиры, бородовидные топоры. Каждый из этих видов применялся для определенных целей. Чекан подходил для пробивания металлических панцирей и использовался конниками. Секира имела длинную рукоятку и большой радиус действия. Бородовидный топор был хорош в ближнем бою.
Копьё было незаменимым оружием как для пешего воина, так и для конника. Оно позволяло поражать противника на дальней дистанции. Существовали разные виды копий, в том числе легкие метательные. Это достаточно простое оружие, изготовить его мог любой кузнец. Поэтому копья широко использовались дружинниками и простым людом для защиты своих земель.
Самым главным оборонительным оружием был, несомненно, щит. У восточных славян они были чаще всего округлой формы, делались из дерева, обивались железом. Щит выдерживал удары разных видов холодного оружия. Предполагается, что подобное оружие было позаимствовано у древних скандинавов. Щит и меч – это было мощное сочетание оборонительного и наступательного оружия.
Также для защиты тела применялись кольчуга и шлем. Кольчуга была облегченной альтернативой тяжелым рыцарским доспехам. Она прикрывала туловище воина и неплохо защищала от режущих ударов. Шлемы были разных видов, но чаще всего использовались головные уборы конической формы.
История дружины «Аркона» началась в 1995 году. Несколько энтузиастов – Козлов Сергей, Ефимов Яков и другие (Монахов Виктор, Кутьев Валерий, Антонов Андрей, Новиков Сергей), занимавшиеся в то время русским рукопашным боем, решили объединить свои усилия и создать клуб, целью деятельности которого являлось бы изучение исторического и культурного наследия Древней Руси в период X- XIII веков.
Мы позволили себе перепечатать этот материал потому, что большинство организаторов этого сайта являются ратниками Арконы
Питерская школа русского боя (школа Грунтовских) — это живая традиционная школа, проводящая занятия непрерывно с 1954 года до настоящего времени, основанная как на материалах архаичных деревенских традиций, так и на материалах армейской разведки (систематизировавшей те же самые традиции в период Великой Отечественной войны). Мы ставим своей задачей возрождение действительно русской школы боя, русской и по культурной традиции и в утилитарном военно-прикладном смысле.
Одними из наиболее загадочных древних волшебных искусств были и остаются искусства боевые. Под чтим термином мы разумеем здесь искусство сражаться и побеждать в бою, но не ограничиваем его искусством чисто физическим, полагая, что некогда оно было чем-то гораздо большим... По мнению Найджела Пенника, вплоть до позднего Средневековья практически все профессиональные воины использовали магию в той или иной форме — хотя бы некоторые остатки древних боевых искусств, в которых культура физическая и магическая были слиты воедино.
“Русское ушу?! Это — нонсенс!” Таково было мнение негодующей по поводу моей статьи “Гопак и совесть” ( №9 за 1988 г.) части читателей. И дейсвительно — нонсенс! Не буду оправдываться, но закавыченный термин “русское ушу” играет роль лишь метафоры. Популярность восточных единоборств в стране достигла предела — для миллионов энтузиастов слова “ушу” и “каратэ” звучат магическими заклинаниями. Для привлечения их внимания и был введен эклектичный, признаю, термин. И если уж говорить о его неправомерности, то она вовсе не в том, что у нас нет ничего подобного ушу, а в том, что исконные славянские боевые искусства отнюдь не нуждаются в “восточном покровительстве”.