Статья И.И. Земцовского 1984 года.

В период зарождения этого явления, фольклоризм заинтересовал прежде всего ленинградских этномузыколов во главе с Изалием Иосифовичем. Опыт показал, что их выводы не потеряли актуальности и в наши дни...

Этнография дает нам ценнейшие материалы по деревенским знахарям и знахаркам, колдунам и ворожеям, которые лечат людей, заговаривают скотину, насылают порчу или привораживают, определяют злодеев, предсказывают будущее, оберегают от эпидемий, знают свойства трав и помнят десятки архаичных заговоров.

В датируемой 1250 годом рукописи наставника древнего монастыря в Рудах (современный Ратиборжский повет польской части Верхней Силезии), которая называется «Summa de confessionis discretione», осуждаются «идолопоклоннические» обычаи местного населения, в том числе практика «неразумного люда» бросать в углы дома или за печь часть съедаемой пищи, которая предназначалась «домашним божкам» ради того, чтобы они были дружелюбно настроены к домочадцам.

mwaexkvr1aq
Рассохин В.П. Бани на Неглинной

Описывая нравы, царившие в русских общественных банях, лучше всего предоставить слово современникам, которые видели все своими глазами и не поленились переложить свои впечатления на бумагу.

Известны античные изображения сцены инвеституры, на которых показана женщина, вручающая мужской персоне кольцо. Эта женщина — полузабытая к тому времени богиня неба, кольцо — ее символ, который она вручает как удостоверение власти, достоинства. В средние века в Европе назначение на церковную должность или введение в духовный сан сопровождались вручением символического кольца.

Николаю Резвому посвящается.

В далёком детстве имена северных рек, озёр, болот звучали подобно завораживающей музыке. Взрослые на вопросы о том, кто им присвоил странные, загадочные названия и что они означают, ответов дать не могли. Жизнь пронеслась как миг, остались волнующие каждого нормального человека вопросы: кто мы и откуда?

Рождество — прекрасное время, которое большинство людей по всему миру проводят в кругу семьи или с близкими друзьями. Все привыкли, что в этот день дарят подарки родственникам, крестникам. У этого праздника многовековая история.

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» выходит книга «Славянские мифы. От Велеса и Мокоши до птицы Сирин и Ивана Купалы» исследовательницы мифологии и фольклориста Александры Барковой. Автор рассказывает об основных источниках по славянскому язычеству и описывает повседневный мир язычника, а также развенчивает позднейшие апокрифы, подобные «Велесовой книге». Публикуем фрагмент из главы, посвященной Матери сыре земле, хлебу и печи — трем основным магическим силам язычника-славянина, которые, если он соблюдал ритуалы, были для него всегда благими.

Аннотация:

Прежде чем говорить о различных народных верованиях и традициях, где наблюдается смешение православия и язычества, стоит рассмотреть историю появления этих явлений и процессов. Важно отметить тот факт, что о вере древних славян до крещения Руси говорить сложно не только из-за малой изученности данной темы, но и из-за немногочисленности каких-либо не предвзятых источников. Многие дошедшие до нас сведения о богах и культах славян описаны у христианских авторов, которые ставили своей задачей не комплексный анализ этих явлений, а дискредитацию всего языческого и не ортодоксального. А многие ученые атеисты рассматривали эту проблему с точки зрения политической идеологии правящего класса. Соответственно фактически у различных авторов наблюдается чаще всего предвзятое отношение к теме языческо-христианского синкретизма. Актуальность темы исследования обоснована тем, что до сих пор тема языческо-христианского синкретизма недостаточно изучена и по ряду других причин.

1cfdaec69099a6e652d83e9ff1c95059
Радегаст или Радогост — языческий славянский божок, считался покровителем гостеприимства. Позднесредневековое изображение Радегаста (ок. 1530 г.) работы Г. Спалатина. Хроника саксов. Мастерская Лукаса Кранаха, Виттенберг. Commons.wikimedia.org

Поиск

Журнал Родноверие