Жил-был каган — главный хан обров. Звали его Баян Первый. Вои кагана на быстрых конях скакали от Итиль-реки (Волги), где она широко вливается в Хазарское (Каспийское) море, мимо Кавказских гор, вдоль побережья Русского (Черного) моря до Днепровских камней (порогов).

Селище с той поры, как заслон здесь устроил Евдоким, так Заслоном и звалось, а позже — Слонимом.

Жил в давние времена в Полотеске (Полоцке) Андрук. Храбрец из храбрецов. Силушку имел медвежью, ловкость быстрой рыси, а потому из любого боя невредимым выходил.

Жила-была Веселина. Предки ее рода приплыли в эти места по широкой реке, которую одни называли Славутичем, другие — Борисфеном. Здешние же люди дали реке имя Днепр. Рядом тек Друтос.

Жил на берегу Куньи-реки охотник Веспасий. Рысью его еще звали. Прыгнула однажды на него с дерева рысь. Изловчился охотник, за горло зверя ухватил, и конец тому пришел.

Жили-были три сестры. Богатая изба их отца стояла в Старом месте на высокой горе, которую с трех сторон окружала река Свислочь. За рекой внизу стоял за крепкими стенами город — Менеском звался.

Давным-давно жил ковач Микола из рода кривичей. Поставил он свою избу на высокой горе над Нереей (Сожем). А внизу, у самого болота, дымила день и ночь домница — печь для выварки железа из болотной руды — крицы. Тут же стояла ковальня — кузница. Чуть подалее смотрел за работой Миколы Жижаль — бог кузнецов и огня. Вырубил его Микола из березы, пояс железный ему подарил.

Давным-давно это было. В глухих лесах, на озерных да болотных островах по обеим сторонам Донапроса (Днепра) жили люди разных племен. Занесла сюда судьба дреговитов (дреговичей). Пришли потомки Кривы, главы рода кривичей. Охотились в лесах люди из племени радимичей. Осели здесь и балты. И будинам с гелонами приглянулись эти места.

В далекие времена не все верили в силу богов. Что они могут сделать, эти потрескавшиеся, почерневшие от времени деревяшки? Мы сами — боги на земле, говорили гордецы.

Сож в старину Нереей звали. Имя реки произошло от названия песчаного наноса. Плыл по Нерее в однодеревке (челн из целого ствола дерева) Гоимил. Торопился в свое селище. Вот уже и избы знакомые показались. Но что-то было не так: не вились дымы над стрехами, не ходили женщины у изб...

Поиск

Журнал Родноверие