Троицкие святки, называемые еще «зелеными», представляют собой комплекс обрядов, в которых переплетаются языческие и христианские верования. Открывает святки праздник Семик, называемый в народе похороны кукушки. Через полторы недели после Семика и Вознесения отмечают Троицу.

В древности семицко–троицкие действия отражали культ растительности, они ознаменовывали расцвет природы и встречу лета.

Игра Лапта составляет особенное увеселение мужчин преимущественно летом. Женский пол здесь отчужден— всеобщий смех огласил бы девушку в глазах подруг, если бы разнеслись об этом вести в околодке. Игру Лапту мы должны отличать от всех других: это особенный род какой-то войны, где проворство, ловкость, быстрота почитаются отличными качествами игрока. Молва народная признает эту игру за старинную, давность которой незапамятна дедам и прадедам.

Взятие городка в Оренбургской станице на масленицу 3 февраля 1896 года

Взятие снежных городков – воинская состязательно-игровая традиция и народная потеха. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью подобных игр приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя.

Играли ли вы когда-нибудь в "Бирюльки"? Все мы слышали выражение "играть в бирюльки", которое означает — заниматься ерундой, бездельничать. И напрасно, ведь это любимая многими поколениями россиян "игра для всей семьи", поскольку участвовать в ней могут не только дети, но и взрослые.

Недавно нам пришлось встретиться с представителями вымирающего промысла — с вожаками ученых медведей.


Борис Деревенский, писатель, историк

Широко распространено мнение, что игра в городки «пришла к нам из глубины веков» 1 и что «возникновение городков относится к далекому прошлому»2, к «глубокой древности»3. Мнение это попало в энциклопедические издания. «Первые упоминания о городках относятся к Древней Руси», — читаем в выходящей ныне Большой Российской энциклопедии4. Часто говорится о подлинно национальном характере этой игры, потому что в нее играли как простой народ, так и цари и правители. Утверждается, что в городки играл Петр I Великий. То же самое рассказывается о генералиссимусе А. В. Суворове и об адмирале Ф. Ф. Ушакове. Несмотря на то что некоторые писатели, публикующие исторические романы, с уверенностью приписывают пристрастие к городкам Петру I, Суворову и другим великим личностям XVIII в., действительных исторических документов, подтверждающих это, пока не найдено. Более того, у известного И. Е. Забелина в подробном перечне игр и забав, которыми увлекались русские цари, начиная с Михаила Федоровича и кончая Петром Великим, не упоминаются ни игра в городки (рюхи), ни русская лапта5. Хотя неоднократно говорится об играх в свайку, карты, шахматы и в тавлеи. И. Е. Забелин подчеркивает, что в допетровской России игры и забавы русских царей практически ничем не отличались от игр и забав, распространенных в простонародье. То есть приведенный И. Е. Забелиным материал можно отнести не только к царским лицам, но и ко всему населению России.

К счастью нашему, мудрость не всегда рядится в торжественные одежды и мрачно хмурит брови, рассуждая о мировом зле и других ужасающих вещах.

Народная мудрость нередко бывает веселой, как будто бы несерьезной и примитивной. Однако она надежно служит своему назначению: поддерживать жизнь, воспроизводить и растить новое поколение, которое затем таким же образом производит на свет следующее.

Поиск

Журнал Родноверие