Внешне игра выглядит как хоровод вокруг полена. Участники (примерно от трёх до десяти человек), держась за руки, создают круг. В центре ставится полено (прим.- в настоящее время в условиях военно-исторической реконструкции, полено заменяют воткнутым в землю мечём, от чего в данной среде игра носит название «Меч». Мы можем предположить, что в более древние времена вместо полена использовался именно меч, из-за чего можно делать выводы о воинской принадлежности игры).

Чижик — игра детская, веселит детей удачно и печалит нечаянными побоями. Основная мысль этой игры проста — утешить; но она далеко не достигает своей цели. Вообще все детские игры сопряжены на Руси с опасностями, и кажется, что только одни колыбельные песни показывают превосходство семейных увеселений.

Кума — игра пожилых женщин и девиц—живо обрисовывает собою сельский обычай — кумиться. В русской жизни кумовство столь бывает почтительно, что без кума и кумы не существует семейного веселия. Для кума всегда есть брага, для кума есть мед сотовый, а для кумы водятся в куте пареные груши, для кумы есть квас сыченой, мак поджаренный и черные прянички. Настал прощеный день. Кум является к куме с мылом, а кума идет к нему с пряниками. Кум может целовать куму при всей деревне, и все это сочтется почтением, дружбою, приветом. Что знает кум, то знает кумова жена, то же самое знает и вся деревня. Без кумы не ладится свадьба, без кума не совершают похорон. Вот быт русского кумовства! Вероятно, игра Кума изобретена в честь этого важного обычая, которому никто и никогда не изменял в семейной жизни наших предков.

Ме́льница — логическая настольная игра для двух игроков. В качестве игровых фигур обычно используются 9 чёрных и 9 белых круглых фишек. Цель игры заключается в том, чтобы поставить три фишки одного цвета в ряд.

Игра в мельницу была популярна как в Средневековой Европе, так и на Руси. В археологическом материале находят доски, на которых играли в мельницу. Известно, что игра была предметом торговли. До начала IX в. в Норвегию попала эта игра из Средней Азии. С IX—X вв. она была распространена в Гокстаде, Старой Ладоге, Новгороде, Пскове, Старой Рязани и других городах.

Троицкие святки, называемые еще «зелеными», представляют собой комплекс обрядов, в которых переплетаются языческие и христианские верования. Открывает святки праздник Семик, называемый в народе похороны кукушки. Через полторы недели после Семика и Вознесения отмечают Троицу.

В древности семицко–троицкие действия отражали культ растительности, они ознаменовывали расцвет природы и встречу лета.

Игра Лапта составляет особенное увеселение мужчин преимущественно летом. Женский пол здесь отчужден— всеобщий смех огласил бы девушку в глазах подруг, если бы разнеслись об этом вести в околодке. Игру Лапту мы должны отличать от всех других: это особенный род какой-то войны, где проворство, ловкость, быстрота почитаются отличными качествами игрока. Молва народная признает эту игру за старинную, давность которой незапамятна дедам и прадедам.

Взятие городка в Оренбургской станице на масленицу 3 февраля 1896 года

Взятие снежных городков – воинская состязательно-игровая традиция и народная потеха. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью подобных игр приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя.

Играли ли вы когда-нибудь в "Бирюльки"? Все мы слышали выражение "играть в бирюльки", которое означает — заниматься ерундой, бездельничать. И напрасно, ведь это любимая многими поколениями россиян "игра для всей семьи", поскольку участвовать в ней могут не только дети, но и взрослые.

Недавно нам пришлось встретиться с представителями вымирающего промысла — с вожаками ученых медведей.


Борис Деревенский, писатель, историк

Широко распространено мнение, что игра в городки «пришла к нам из глубины веков» 1 и что «возникновение городков относится к далекому прошлому»2, к «глубокой древности»3. Мнение это попало в энциклопедические издания. «Первые упоминания о городках относятся к Древней Руси», — читаем в выходящей ныне Большой Российской энциклопедии4. Часто говорится о подлинно национальном характере этой игры, потому что в нее играли как простой народ, так и цари и правители. Утверждается, что в городки играл Петр I Великий. То же самое рассказывается о генералиссимусе А. В. Суворове и об адмирале Ф. Ф. Ушакове. Несмотря на то что некоторые писатели, публикующие исторические романы, с уверенностью приписывают пристрастие к городкам Петру I, Суворову и другим великим личностям XVIII в., действительных исторических документов, подтверждающих это, пока не найдено. Более того, у известного И. Е. Забелина в подробном перечне игр и забав, которыми увлекались русские цари, начиная с Михаила Федоровича и кончая Петром Великим, не упоминаются ни игра в городки (рюхи), ни русская лапта5. Хотя неоднократно говорится об играх в свайку, карты, шахматы и в тавлеи. И. Е. Забелин подчеркивает, что в допетровской России игры и забавы русских царей практически ничем не отличались от игр и забав, распространенных в простонародье. То есть приведенный И. Е. Забелиным материал можно отнести не только к царским лицам, но и ко всему населению России.

Поиск

Журнал Родноверие