Горе́лки — подвижная старинная славянская игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами. Горелки начинались с наступлением весны, в некоторых местах обязательно игра в горелки были частью и купальского торжества, в то время как на Рязанщине после Русальной недели запрещалось играть в горелки. Название произошло от сопровождающей игру песни: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

«Трещат затылки, алеют разбитые носы. Весело!»

Эту народную забаву на протяжении сотен лет запрещали на Руси и в России как светские, так духовные власти. С переменным успехом с ней боролись и в советское время.

b3d7eb2a
Штурм крепости.Фото: Константин Завражин

Старинной зимней игрой мы завершаем год, в течение которого "Родина" рассказывала про городки, лапту, бабки и казаков-разбойников, кубаря и ножички, классики и лянгу...

Старинная игра кила это исконно русская игра в кожаный мяч, набитый волосом или соломой (подобные мячи были найдены в новгородских раскопках 10-11 веков). В игре участвуют две команды. Цель игры забросить мяч в «город», зону противника. Раньше правила были довольно жёсткими, и игра часто перерастала в драку. Очень популярной она была на масленичных и свадебных гуляниях. Со временем килу почти забыли, как многие русские игры, традиции, ремёсла. Но благодаря энтузиастам в 90-е годы прошлого века игра получила второе рождение.

kubar1 d 850
Фрагмент картины Питера Брейгеля "Игры Детей"Фрагмент картины Питера Брейгеля "Игры Детей"

Рубрика "Игры Родины", которую мы открыли в этом году (в мартовском номере рассказали про городки, апрельском — про лапту, майском — про бабки, июньском — про казаков-разбойников), прописалась в журнале не шутки ради.

Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в кубаря!

Конечно, жизнь древних славян не ограничивалась лишь борьбой с неприятелем и тяжёлой работой. Эти люди имели и свои игровые традиции. По найденным в земле предметам, которые археологи определили как игрушки, удалось восстановить, во что играли мальчишки и девчонки много веков назад. Как выяснилось, многие игры в несколько изменённом виде существуют по сей день.

Рубрика "Игры Родины", которую мы открыли в этом году (в мартовском номере рассказали про городки, в апрельском — про лапту), прописалась в журнале не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в бабки!

Рубрика "Игры Родины", которую мы открыли в февральском номере материалом о городках, прописалась в журнале не шутки ради. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков. Сегодня играем в лапту!

10511
"Игра в городки на деревенской улице". Гравюра Гейслера из фондов Государственного исторического музея. Фото: РИА Новости

"Делу время — потехе час!" — не сегодня придумано. Происхождение пословицы привязывают обычно к правлению царя Алексея Михайловича (1629-1676). В написанном по его указу в 1656 году своде правил о соколиной охоте рекомендуется помнить, что "делу время и потехе час". Редакция "Родины" решила следовать этому золотому правилу, открывая новую рубрику. Но не только шутки ради, в которой, как известно, есть только доля шутки. Народные игры помогают лучше понять далекое время и населявших его наших предков...

О новом лике древнего «бинарного архетипа», об отражении в детской игре, то есть в момент изменённого состояния сознания, мифа творения мира Светлым («включатель») и Тёмным («выключатель») началами, Белым и Чёрным богами.

Поиск

Журнал Родноверие