Познакомиться, присмотреться друг к другу, а там уже и посвататься. Именно с такой целью лет сто назад деревенская молодежь устраивала вечерки. Как они проходили, что было можно, а что нельзя, мы спросили у экспертов в данной области – участников томского фольклорно-этнографического ансамбля «Пересек».

v. surikov vzyatie snezhnogo gorodka
Фото В. Суриков. Взятие снежного городка.

Праздники украшают нашу жизнь. Как отмечали их чебоксарцы в старину? Особые даты тогда регламентировал прежде всего церковный календарь. Наиболее торжественно встречали горожане Рождество, Крещение, Пасху, Троицу. Несколько ярких страниц об этом находим в книге В.Д. Димитриева и С.А. Селивановой «Чебоксары. Очерки истории города XVIII века».

Традиционные игры — важная и очень показательная часть культурного кода любого народа. В них ярко и особенно наглядно проявляется система ценностей, принятая этим народом. В традиционных играх веками развивались и закреплялись именно те качества, которые были наиболее ценны и востребованы в данное время и на данной территории. В играх одних народов преобладали смелость, сила и ловкость, у других — холодный расчет, хитрость, коварство… Покажите мне, во что играют ваши люди, и я скажу, какие они. А еще игры людей помогали сбросить избыток энергии, снять напряжение, испытать себя и выгодно показать свои возможности другим. Играя, люди знакомились, лучше узнавали друг друга и просто развлекались. Обычную человеческую радость и веселье ведь никто и никогда не отменял. «Лента.ру» выбрала несколько весьма любопытных и далеко не самых известных игр народов России и попросила рассказать о них знатока и пропагандиста народных традиций, руководителя фонда «Сохранение нематериального наследия отечества» Максима Дмитриенко.

В Самарской области городошный спорт пока малозаметен и звучит не так громко, как футбол и другие виды физической активности. Между тем он живёт, возрождается и привлекает к себе все больше любителей. Конечно, до советских городошных рекордов ещё далеко, но популяризация верно делает свое дело. В перспективе жители региона могут начать играть в городки в парках, скверах, на площадях, на территории школ и детсадов, и даже во дворах своих домов. Этим летом дети, отдыхающие в самарских оздоровительных лагерях, смогут научиться играть в городки. А уже сейчас все желающие могут попробовать свои силы на площади Куйбышева в Самаре на специальной игровой зоне, открытой в рамках юбилейной "Российской студвесны". Sovainfo.ru узнала, как в регионе возрождают игру в городки.

Статья посвящена бузе — русской северо-западной воинской традиции, сложившаяся в родовых дружинах новгородских словен и кривичей и бытовавшая в деревенских артелях кулачных бойцов до второй половины ХХ века.

Руководитель проекта "Старинная игротека" Петр Ершов рассказывает о некоторых древнерусских настолках и делится правилами, чтобы вы могли в них поиграть. Вторая статья цикла — о мельнице, в которую играли представители всех сословий по всему средневековому миру.

Руководитель проекта "Старинная игротека" Петр Ершов рассказывает о древнерусских настолках. Четвертая статья цикла посвящена игре, о которой почти ничего не известно, хотя понятно, как в нее играть.

Руководитель проекта "Старинная игротека" Петр Ершов рассказывает о некоторых древнерусских настолках и делится правилами, чтобы вы могли в них поиграть. В третей статье цикла разбираемся, на что больше похожи тавлеи: на скандинавский хнефатафл, греческую петтейю или римскую табулу.

Кто и когда первым на Руси завел хоровод — за давностью лет доподлинно неизвестно. Самый древний танец изначально был частью языческого обряда — поклонения Яриле, могущественному богу солнца.

x2ax 5bxnqzw3bte247n
Игральные кости 1. д.Гнездово (Смоленская обл.), X в.

Руководитель проекта "Старинная игротека" Петр Ершов рассказывает о древнерусских настолках. Завершающая статья цикла посвящена самой доступной и самой осуждаемой игре — в кости.

Поиск

Журнал Родноверие