Государства, народы, народности и племена

В скифский период нет прямых указаний на славян. Однако можно предположить, что некоторые из племен, подчиненных скифским царям, были славянскими. Невров, которых помещают в северной Подолии и Волыни, по мнению Вернадского, Шафарика, Нидерле и Миннса, можно считать за славян. Другое племя, упоминаемое Геродотом, будины, также, вероятно, было славянским. Геродот называет его большим и сильным народом и говорит, что они голубоглазые и светловолосые. Они жили, предположительно, в верхнем течении Дона и Донца. вероятно, были и другие славянские племена, которых Геродот называл "скифами-землепашцами" и "скифами-земледельцами".

Славяне входят в европейскую историю около 800 г. до н. э., но экспансия их начинается лишь спустя тысячу четыреста лет, когда индоевропейский протославянский язык разделяется на три ветви (западную, южную и восточную). В Х. в. славяне занимают территорию, которая простирается от России до Греции и от Эльбы до Волги. От западнославянского произойдет польский, чешский, словацкий и вендский (мертвый) языки; от южнославянского – словенский, сербскохорватский, македонский и болгарский; от восточнославянского – русский и украинский. Славяне приняли христианство в VIII и IX вв.

(К истории протославян)

Кем и где были славяне до того, как их стали так именовать? Археологические открытия последнего столетия на Апеннинском полуострове и Балканах стали революционными для историографии Европы: они привели к возникновению новой области историографии — этрускологи, затронув не только античное и раннее римское время. Полученные сведения дали исчерпывающий материал, который позволил полностью идентифицировать культуру этрусков, включая язык, религию, традиции, обряды, быт. Эти признаки культуры позволили проследить историю развития этрусско-римской цивилизации вплоть до нашего времени. Они пролили свет на многие "белые пятна" истории и "темные времена" исторической литературы.

Современные исследователи, занимающиеся проблематикой руси, как этноса, так и этнонима, пытаются решить данную задачу через один из признаков: то ли через этноним, то ли через политические процессы. Однако анализ статей, относящихся к данной тематике, лишний раз подтверждает, что проблему следует решать в комплексе, в совокупности всех признаков этнонима — через этноним, проблему образования этноса — через этнические процессы, а возникновение государства — через общественно-политические процессы. Именно поэтому данную тематику разделим на составные части, не забывая, при этом, что дело имеем с одной и той же темой. Начнем с этнонима и посмотрим, как он появился, как трансформировался в категорию населения, перешел на название государства, народа и целой страны.

Наверно каждый из нас еще со школьной скамьи помнит тему по истории нашей Родины про образование древнерусского государства. Кто-то «проглотил» ее слету, а для кого-то вопрос о месте возникновения Руси (Киев или Новгород) и о его создателях (германцах или славянах) остался неясным. И неспроста. Дилемма остается нерешенной не только для обывателя, но и для ученых, которые до сих пор так и не дали вразумительного ответа на вопрос, кто есть кто и «откуда есть, пошла Русская земля», что привело к существованию двух взаимоисключающих теорий: норманнской и полянской (автохтонной)?

Поиск

Журнал Родноверие