Государства, народы, народности и племена
Специалисты по раннему средневековью Института археологии нашей Академии наук уже много лет исследуют уникальную находку на левом берегу Влтавы близ Розтока под Прагой: самую большую на сегодняшний день территорию проживания древнейших славян в нашей стране. . О жизни наших предков во многом рассказывает количество найденной керамики. Что и как делали древние славяне? Наши химики из Химико-технологического университета в Праге искали ответы на эти вопросы, используя современные аналитические методы.
В октябре 1959 года, окончив небольшое военно-учебное заведение на Кавказе, я получил предписание «убыть в город Йошкар-Ола в распоряжение командира в/ч №..» Я убыл — через Ростов, Лиски, Пензу и Казань — и утром одного холодного дня вышел на йошкаролинском вокзале.
В часть звонить было еще рано, и, чтобы убить время, я обошел зал, подолгу останавливаясь у любого объекта, заслуживающего внимания. Через стекло закрытого газетного киоска виднелись газеты «Марий коммуна», «Рвезе коммунист» и какой-то журнал, судя по рисунку на обложке — юмористический.
Вряд ли какому народу история уготовила судьбу, подобную хазарам. Просуществовав чуть более 300 лет и исчезнув в X веке практически бесследно, они продолжают вызывать неподдельный интерес в кругах специалистов и увлеченных любителей истории.
Как пришли хазары к иудейству, наследники ли им караимы, где сокрыты их города и куда они пропали сами? Загадок сегодня — много. А тогда, в Средневековье, «ловцы снов» и создатели календарей, исчисляющих время по войнам, были хорошо известны в самых разных землях. Они покоряли целые народы, владели степями и городами. О них писали чужеземные летописцы, но по какой-то неведомой причине сами хазары не оставили о себе полных строк.
Тенгрием рожденный
И в Тенгрии существующий,
Я, мудрый тюркский каган,
Обрел величие в этом бренном мире.
"Памятник Кулъ-Тегина", 8 век
Большой вклад в изучение славянского этногенеза внесло языкознание. Поиски истоков славянства и развития праславянского языка были начаты лингвистами в XIX в. Вообще, язык — надежный признак всякой этнической общности, однако лингвистика изучает глоттогенез, а он далеко не тождествен этногенезу. Языкознанию недостает пространственной и хронологической определенности. Антропология изучает антропогенез, который часто полностью не соответствует этноязыковым процессам. Для освещения сравнительно недавнего прошлого можно привлечь этнографию и фольклористику, но применительно к отдаленным периодам истории данные этих наук имеют ограниченное значение. Вспомогательная роль принадлежит и ономастике. Славяне первых этапов своей истории не отражены в письменных источниках, по ним можно представить историю только от средневековой поры.
На территории России сегодня активно создается сеть Национально-культурных автономий и общин коренного народа поморов, целью которых является возрождение традиционной поморской культуры. Об этом ИА «Двина-Информ» сообщил руководитель Национально-культурной автономии поморов Архангельской области Павел Есипов.
Археологические культуры славян как источник поиска славянской прародины.
Задача точного определения мифологических рамок празднования зимнего солнцестояния у славян чрезвычайно сложна из-за критического отсутствия сообщений по славянской мифологии, а то и невозможна с точки зрения абсолютной информативной ценности. Исторические сведения о славянских празднованиях зимнего солнцестояния совершенно отсутствуют, нам сообщают лишь средневековые церковные запреты, следы в сегодняшних славянских языках и прежде всего материалы, захваченные этнографическими исследованиями начиная с XIX века, которые также будут нашими самый богатый источник. Однако к этим источникам необходимо относиться особенно критично, о чем будет сказано ниже.
Статья А. Иванова «Почему русские не славяне» в газете «Русский Севастополь» 5 вызвала недоумение у многих, кому небезразлична история славянства вообще, и русского народа в частности.
Германцы в истории появляются значительно позже кельтов. Собственно, само это название римляне начали употреблять с 1 века до н. э. Одним из первых проявлений “германского духа” стали деяния кимвров и тевтонов (правда, они, возможно, принадлежали к народам, промежуточным между кельтами и германцами). Кимвры и тевтоны стремились установить контроль над Кельтикой, но в конце концов были истреблены римлянами. Та же участь постигла вышеупомянутого Ариовиста. Мощь Рима росла и в 10 г. до н. э. Друз и Тиберий оккупировали земли между Рейном и Эльбой. Ответом стало создание “державы” маркоманнского короля Маробода (она охватывала территории нынешних Польши, Чехии и Восточной Германии, численность воинов Маробода достигала 70 тысяч) и восстание вождя херусков Арминия, уничтожившего в Тевтобургском лесу три легиона Квинтилия Вара. Карательные экспедиции римлян, в общем, не достигли цели. Отлаженная машина римской регулярной армии в конечном итоге оказалась бессильной Германцы доказали, что если у народа есть воля к борьбе, он в состоянии сохранить независимость.