Культовые камни и связанные с ними сакральные места – та сфера науки, которой больше всего интересовалась Светлана Чернецова в годы учебы. Но данную тему ей наотрез отказались утверждать в аспирантуре, и она ушла из науки.

Руководитель местного сельхозпредприятия увез валун из деревни Чахец, что под Пружанами. Жители заставили его вернуть камень.

Легендарная скала с загадочными древними письменами и автографами известных украинских писателей пошлого века находится в Ивано-Франковской области.

Новый автодесант журналистов газеты «КурьерЪ»: попытка найти следы утраченного идола, двух поруганных храмов и древнего стражника-русича увенчалась успехом.

«В середине прошлого века газета «Вологодские губернские ведомости» одной из первых в России в своей неофициальной части стала печатать разнообразные краеведческие материалы.

100417 jakubenoka01
Рис. 1. Скала Стабурагс. Фото (27826-4) из фондов Айзкрауклского музея истории и искусства.

В преданиях разных народов можно встретить множество примеров с мотивом превращения в камень – как божьей кары, результата заклятия или просто магической трансформации. Подобных колоритных преданий об окаменении живого существа, мифологического персонажа или даже неодушевленного предмета немало как в Беларуси, Литве, так и в землях прусов. Камни, относящиеся к данной тематике, встречаются и в Латвии.

Минское капище (вместе с его главной святыней, валуном «Дзед»), которое действовало еще в начале ХХ в., сегодня хорошо известно жителям столицы. Отмечают, что Минское капище – уникальное явление не только для Беларуси, но и для всей Европы. Минск – едва ли не единственная европейская столица, которая может гордиться наличием в ХХ в. языческого сакрального места. И хотя «молельня у камня» давно уже не существует, она не забыта, к святому камню «Дзед» до сих пор ходят люди, а бывшая территория капища включена в список историко-культурных ценностей.

Синий камень (Синь-камень) расположен на берегу озера Плещеево. Он является частью древнего языческого святилища. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.

Многие сакрализованные объекты ландшафта, согласно поверьям, издавна считались лечебными. Люди верили, что они способны забирать болезни. В народе такие камни, родники, озёра, холмы и деревья получили названия наподобие Святой Камень, Святой Дуб, Лечебный Камень (Гаюн), Родник Лекаровка, Родник Здоровец, Добрая Вода, Живая Вода и др. За лечение следовало обязательно оставлять пожертвование – цветы, ягоды, грибы, полотно, рушник (ритуальное полотенце), овощи, фрукты, шерсть, деньги и др. Некоторые камни покрывали рушниками, скатертями, обёртывали полотном, а на соседних деревьях повязывали ленты.

За последние несколько месяцев тема наших краеведческих выездов плавно сместилась с военно-усадебной, на природно-этническую. Именно такой вывод я сделал, пролистав список недавно написанных постов. Это не хорошо и не плохо. Это значит, что мы просто немного сменили формат. И это уж совсем не означает, что Вы больше не увидите здесь военных объектов. Вовсе нет. В копилке обязательных к посещению достопримечательностей есть и ДОТы, и форты, и, само собой, усадьбы царских времён. Так что, дорогие любители фортификации, наберитесь терпения, всё будет. Обязательно будет. Ну, а сегодня мы снова едем в край озёр и скал, в край высоких сосен и умопомрачительных пейзажей. Мы едем в Карелию!

Поиск

Журнал Родноверие