kkrzdmtpffc
Обложка неофициального видеорелиза фильма «Гонгофер»

Представьте себе такую картину… Самое начало девяностых, Москва. На огромных плакатах с логотипами МММ, размещённых у выходов и переходов московского метрополитена, – чудовищный, оскалившийся кабан. Он нависает над ночной столицей, которую трясёт и лихорадит после развала СССР. Зверь будто явился из иного мира, воплотив в себе силы хтонические и инфернальные, дабы обрушиться на город, стереть его с лица земли…

Сегодня предлагаю уважаемую читателю уделить несколько минут своего драгоценного времени обзору книги в жанре славянского фэнтези, увидевшей свет в далёком 1930 году, в городе Берлине.

slaant0fwio
Иллюстрация Валерия Славука

Есть в одной белорусской колыбельной такие строки:

​​‌​‌​Ішоў Бай па сцяне​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​​‌‌​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
Ў чырвоным жупане. ​‌‌​‌‌​

Для тех, кто не дружит с белорусским языком, привожу перевод:

Шёл Бай по стене​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​​ ​​‌​​‌ ​‌​​​‌ ​​‌​‌​ ​​​‌‌​ ​‌​​​‌ ​​‌​​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌​​‌ ​​‌‌​​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌
В красном жупане. ​‌‌​‌‌​

На основании данных строк выводится некий фольклорный персонаж – бай. Что он делает? Ну, по избе ночью бродит (о чём и поётся), детишкам приятные сновидения навевает (колыбельная же!), за что ему в старину, дескать, молока да каши оставляли (как и любому домашнему духу).

vibu kyytkc
Иллюстрация Валерия Славука

Вчера я упомянул о том, что в белорусам известно две персонификации пьянства (пресловутые белогорячечные черти или зелёные человечки не в счёт). Одна – бадюля предыдущая заметка была посвящена ей), вторая – опивень.

km2obj9jlik
Иллюстрация Игоря Гордиенка

Имеется ли персонификация пьянства в славянской мифологии, фольклоре?

Было ли такое?

Определённо да.

wtrwdxcwmem
Баган – иллюстрация Валерия Славука

С мифологическим персонажем под названием баган я познакомился, благодаря столь часто упоминаемым мною «Русским легендам и преданиям» Елены Грушко и Юрия Медведева.

gmvywdxlhik
Иллюстрация Виктора Королькова

Признаться, долгое время я считал буку чисто западным персонажем. В народных сказках, которые мне читали в детстве и которые я читал сам, овладев соответствующим навыком, бука никоим образом не фигурировал, зато упоминания о нём я встречал на экране, когда по телевизору крутили заграничный контент.

ynsvgysu4py
Кадр из х/ф «Груз 200»

Доводилось мне в подростковые годы читать мнение одного автора энциклопедии о нечистой силе, что нас, детей девяностых, букой уже не пугают. Пугают милиционерами.

9yxzahpqg5k
Иллюстрация Владимира Аржевитина

Все мы привыкли к Бабе Яге как к персонажу русских народных сказок – обитает себе в избушке на курьих ножках, то проезжим добрым молодцам помогает, то детишек похитить норовит. Сложная, в общем, личность, многогранная – исследователи три модели поведения насчитывают: Яга-советчица и дарительница, Яга-похитительница и пожирательница, Яга-воительница (последняя встречается реже всего).

8ibhcxhlxoy
Иллюстрация Юлии Широниной

Есть мнение, что Баба Яга – древний тотемический предок (то есть, обожествлённое животное, от которого, по поверью, происходит определённый народ) и, как следствие, семейный дух-покровитель.

Поиск

Журнал Родноверие