Иллюстрация Елены Кульчицкой к «Украинской народной мифологии» Владимира Гнатюка

Сегодня я расскажу о том, как на образ чёрта у гуцулов (юго-восток Украинских Карпат) повлияло такое достижение технического прогресса как телефон.


Иллюстрация Бориса Забирохина

По моему мнению, в рамках текущей заметки сложившийся в славянском фольклоре образ чёрта лучше всего раскроют цитаты из двух источников – это «Славянская мифология: энциклопедический словарь» и «Мифы русского народа», материал приводится ниже в соответствующей последовательности.


Керамическая фигурка из каунасского музея чертей

Любопытно, но слово «чёрт» (в отличии от слова «бес») не встречается в письменных памятниках древнерусского языка. Впервые оно фигурирует в русско-английском словаре-дневнике 1618–1619 годов в таком виде: «tchort – diavolo».


Душана Божича

Если говорить о функциях бесов, то можно попробовать их восстановить, отталкиваясь от родственных слов в славянских языках и их значений: укр. біс, болг. бесъ́т, серб. би̏jес обозначают такое понятия как «ярость», словен. bė̑s, чеш. běs, польск. bies – «злой дух». Родственны и литовские слова baisà (страх), baisùs (отвратительный, мерзкий, ужасный), baidýti (пугать), да и всем нам известное бояться.


Бесовское игрище в келье черноризца Исакия Печерского. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Как христианство берёт своё начало от иудаизма, так и Библия основывается на священных иудейских текстах.


Иллюстрация Виктора Королькова

Слово «бес» в письменном виде впервые встречается в записи торжественной речи митрополита Киевского Илариона середины XI века. В дореволюционной орфографии писалось оно как «бѣсъ».


Иллюстрация Надежды Антиповой

Причём бес древнее, о чём заявляет историк-медиевист Владимир Яковлевич Петрухин (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Образ чёрта дохристианского происхождения, но христианские представления о дьяволе оказали решающее воздействие на его позднейший облик: в восточнославянском фольклоре и народных картинках черти – антропоморфные существа, покрытые чёрной шерстью, с рогами, хвостами и копытами (одним копытом), красными глазами (иногда собачьей мордой, в красных колпаках, рус., укр., с носом без ноздрей – пол. – и т. п.) – вытеснили более ранний персонаж – беса.


Бесы и колдуньи наводят порчу на людей. Роспись середины XIX века в церкви Рождества Богородицы в Рильском монастыре (Болгария)

Ниже приведены строки этнолингвиста и фольклориста-славяниста Ольги Владиславовны Беловой (источник – «Славянская мифология: энциклопедический словарь»):

Бес – злой дух, демон. В народной демонологии славян представления о бесе развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о чёрте.


Плакат к фильму «Белые росы»

Наверняка кто-то уже догадался, о какой картине (и о какой сцене) пойдёт речь. Ну а кто нет... интригу тянуть не буду – это замечательный старый добрый советский художественный фильм «Белые росы». Снят в 1983 году, вышел в прокат в 1984.

В различных сообществах околославянской направленности некоторое время назад гуляла информация о том, что мифологическому персонажу берегине посвящаются целые памятники. Славянское наследие не забыто, родная вера живёт в сердцах, ура-ура!

Поиск

Журнал Родноверие