Вера в оборотней и оборотничество была сильна и в древней, средневековой Руси, и в России XVIII–XIX веков.

Еще одну модель создания мира, известную разным этническим традициям, можно назвать «ремесленной». Она представляет творение как процесс изготовления объекта того или иного ремесла, мастерства: гончарного, кузнечного, кулинарного и других. В рамках этой модели в качестве творца выступает демиург — «ремесленник», «мастер», «созидатель».

Вопрос «Семарьгла» в истории дохристианской религии восточнославянских славян один из самых сложных. Есть только два оригинальных средневековых источника упоминающих это имя/имена и ни один из них не дает возможность составить какое-то представление о божестве.

Дажьбог (Даждьбог, Дажбог) – божество восточных славян. Имя Дажьбога встречается только в древнерусских текстах, однако, по мнению ряда исследователей, это же божество было известно и другим славянским народам под сходным именем.

Стрибог, как восточнославянское божество, известен по описанию капища Владимира (из Повести временных лет и Проложного жития св. Владимира), а также по «Слову о полку Игореве» (далее – СоПИ). Среди прочих божеств он упоминался в некоторых поучениях против язычества. Контекст источников позволял ученым предлагать различные реконструкции функций Стрибога.

О возникновении вселенной, о начальном этапе существования Земли и формировании ее ландшафтов, о происхождении человека и устройства социальной структуры, о появлении занятий и орудий труда повествуют так называемые космогонические мифы. Космогонические представления, запечатлевшиеся в более поздних, чем сами мифы, фольклорных текстах, произведениях разных видов искусства, в обрядовой практике и даже в языке, существуют практически у всех народов.

Род и Рожаницы – персонажи славянской мифологии, известные по восточнославянским средневековым источникам, и связанные, по всей видимости, с представлениями о судьбе и роде человека. Рожаницы, кроме того, известны фольклору многих славянских народов. Часто рассматриваются вместе, поскольку во множестве случаев встречаются рядом в первоисточниках.

Род и Рожаницы не упоминаются в текстах, описывающих дохристианскую религию славян, и в основном встречаются в поучениях против язычества, борющихся с нецерковными народными представлениями в уже доминирующей христианской среде. Только древнерусские тексты знают Рода, что ставит под сомнение возможный его статус как общеславянского верховного божества.

Хорс — древнерусское языческое божество.

Сварог – восточнославянский бог, традиционно интерпретируемый как покровитель огня и кузнечного ремесла. Многие исследователи видят образ общеславянским.

Единственное упоминание Сварога во всей древнерусской литературе встречается в Ипатьевской летописи за 1114 год (далее ПВЛ – «Повесть временных лет»). Здесь летописец приводит значительный фрагмент из славянского перевода «Хронографии» Иоанна Малалы, представляющую собой византийскую всемирную хронику. Эту цитату он сопровождает самостоятельными вставками.

Эббон, «Житие Отгона, епископа Бамбергского» (XII в.):

Щецин <...> заключает в себе три горы, из которых средняя и самая высокая посвящена верховному Богу язычников Триглаву; на ней есть трехглавое изваяние, у которого глаза и уста закрыты золотой повязкой. Как объясняют жрецы идолов, главный Бог имеет три головы, потому что надзирает за тремя царствами, то есть небом, землей и преисподней <...>

В мифологиях разных народов структура мирового пространства воспринималась состоящей, как правило, из трех частей.

Поиск

Журнал Родноверие