Кажется, трудно представить себе что-либо более славянское, чем город. Археологи, занимающиеся раннеславянским временем, основное внимание уделяют поиску крепостей и изучению оставленных ими следов. Энтузиасты, воссоздающие реалии жизни древних славян, обычно строят реконструкции не деревень, а замков.
Потомственная шаманка из Тувы Людмила Кара-ооловна Оюн. / Людмила Оюн. / личный архив
Шаманизм — это древнейшая духовная практика, которая сопровождает человечество на всём пути его существования. Казалось бы, глобализация и современные технологии не совместимы с традициями шаманов, образ которых прочно ассоциируется с юртой в лесу и незыблемой связью с природой, духами и Вселенной. Но, напротив, многие из них уже давно пользуются благами цивилизации.
И слышу я знакомое сказанье,
Как Правда Кривду вызвала на бой,
Как одолела Кривда, и крестьяне
С тех пор живут, обижены судьбой.
Лишь далеко на окиане–море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.
Та книга выпала из некой грозной тучи,
Все буквы в ней цветами проросли,
И в ней записано рукой судеб могучих
Вся Правда Сокровенная Земли!
Николай Заболоцкий
*На обложке картина Олега Королева "Пересвет, Ослябя, Пресветлый Мрак" .
«Голубиная книга» — одна из самых загадочных и непонятых еще книг древнейшей Руси, которая чудом дошла до наших дней. По сути, это даже не книга, а устное предание по ритму чем-то напоминающее былину. У нее нет ни автора, ни канонического текста. На сегодняшний день известно порядка 40 ее вариантов, записанных в XVIII–XX веках со слов сказителей и калик перехожих в разных регионах нашей страны (последние, кстати, встречались в Карелии еще в 1920-х). Десятилетиями, а то и столетиями эта любимая народом сказка-былина передавалась в устной форме. Она неизменно присутствовала в репертуаре каждого сказителя, но в разных регионах Руси «Голубиная книга» передавалась с отличающимися деталями, так что каждая из дошедших до нас версий несет в себе некоторые уникальные сведения и названия, что одновременно усложняет поиск изначального варианта и правильного толкования.
Как наши предки блудили на праздниках, говорили про секс и предлагали жениться.
Реальный любовный быт Древней Руси отличался от картины, сформированной официальной древнерусской литературой. Мужчины и женщины сгорали от страсти, изменяли и предавались сексуальным извращениям. В книге «Интимная Русь. Жизнь без Домостроя, грех, любовь и колдовство» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») этнографы Наталья Сергина и Надежда Адамович рассказывают, как наши предки говорили о чувствах и близости, воспринимали брак и жили вместе. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, почему на Руси не любили, а жалели, как признавались друг другу и насколько богатой была любовная жизнь.
Член-корреспондент РАН, доктор филологических наук. До 2020 г. работал в Институте (главный научный сотрудник Отдела типологии и сравнительного языкознания, руководитель Центра славяно-германских исследований, в 2010—2019 гг. — заместитель директора).
Фёдор Борисович Успенский. Доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник, директор Института, заведующий отделом, заместитель председателя ученого совета.
Есть такое выражение:
«Все мы родом из детства»
То, что сызмальства было в нас заложено мамами и папами, бабушками и дедушками, то и понесем мы дальше по жизни и будем передавать своим детям и внукам. Сказки, песенки, семейные праздники, родной язык, традиции твоего народа воздействуют на человека куда эффективнее, чем десятки часов лекций психологов. Культурное наследие не только формирует личность человека, но и порой влияет на выбор профессии, становится делом жизни.
Вполне обычный подмосковный лесок, окрасившийся огненной осенней листвой. Фото Dreamstime/PhotoXPress.ru
На месте Москвы когда-то были капища и обитали племена, поклонявшиеся дубравам.
Книга представляет собой глубокое и интересное исследование жизни женщин в польской деревне в первые десятилетия XX века. Помимо использования материалов из вторичных источников, автор часто озвучивает самих сельских женщин, цитируя их записи в оригинальной орфографии (письма, отрывки из работ, присланных на всероссийские конкурсы, посвященные крестьянской жизни, и т.д.) и выдержки из бесед, которые ей довелось вести.
Издавна известно, что славяне делили свое время исходя из окружающего мира, а конкретные периоды и их продолжительность зависели от природных явлений. Но много ли мы знаем об их «календаре» и можно ли его вообще так назвать?