В наш век куклы чаще всего используются как детские игрушки, но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свое предназначение.
Синекрылые создания, напоминающие птиц, парят вокруг ослепляющего солнца, у мирового древа ползают змеи, а близко к ним скачут олени…
В кайтагскую вышивку каждый вкладывает свой сакральный смысл – для кого-то это авангардизм чистейшей воды, другие видит абстрактный экспрессионизм, третьи раскрывают графические штрихи и ассиметричные узоры. Возможно, поэтому древнее ремесло притягивает взгляды и вызывает жаркие споры. Магические узоры покорили Париж, Англию, а наиболее яркие экземпляры бережно хранятся в частных коллекциях в Лондоне, Риме, Милане, Нью-Йорке, Стамбуле и других городах мира.
Пристальное внимание дагестанцев и гостей республики привлекла очередная выставка кайтагской вышивки, проходившая в экспозиционно-выставочном зале Дружбы народов России. Событие было приурочено к Году культурного наследия народов России и 1500-летию кайтагского уцмийства.
Мастер декоративно-прикладного искусства из Ишима Ирина Тарасенко стала победителем двух международных фестивалей. Композиция кукол «От сердца к сердцу, из рук в руки» и текстильная брошь «Где любовь да совет, там и горя нет» получили наивысшую оценку жюри.
Фото: предоставлено Алисой Степановой
Дерево как материал играло значительную роль в раннем Средневековье. Практически половина предметов, окружающих людей, была сделана из него.
К сожалению, деревянная посуда плохо хранится, поэтому среди археологических находок её очень мало. Часто на посуде присутствовали рунические надписи.
Александр Евдоков учит детей древнему искусству – гончарному делу. Работы еланских школьников представлены на многочисленных выставках и высоко оценены специалистами.
Мастер за работой
Говорят, от судьбы не уйдёшь. Бороться с ней бессмысленно. В этом убеждён Илья Давыдов, мастер резьбы по дереву из города Бердска. К осуществлению своей детской мечты, которая никак не была связана с тем, чем он занимался на протяжении более двух десятков лет, он пришёл уже в зрелом возрасте.
Фото: из архива Кристины Алексеевой
Она предпочитает ручную лепку.
Вращающийся гончарный круг завораживает, в руках мастера кусочек глины на твоих глазах превращается в абсолютно совершенную форму. Кажется, нет проще ремесла. На самом деле это иллюзорная лёгкость. Хабаровчанка, член молодёжного объединения Союза художников России Кристина Алексеева на своём небольшом опыте это точно знает. О своих поисках и понимании творчества керамист рассказывает «Хабаровский край сегодня».
«Рубаха с черным узором» — так называют традиционную белую вышитую рубаху (и женскую, и мужскую) в сёлах воронежско-белгородского пограничья. Её главный отличительный признак — вышитые черные геометрические орнаменты на рукавах и плечевых вставках — «поликах». Крой мужской, женской и детской рубах был одинаков: «с прямыми поликами» — плечевыми прямоугольными вставками, пришитыми к стану и рукавам по основе. Техника вышивки — лицевая счетная гладь. Степень праздничности и местные отличия определяются набором композиционных элементов и самой композицией вышивки (расположением узоров, подузорников, кружевных вставок). Каждый орнамент имеет своё традиционное название, которое является общим для большинства местных сел.
Александр Николаевич Могильный работает наладчиком филиала Починковской швейной фабрики в Стодолище, где его ценят как умелого мастера своего дела, специалиста, разбирающегося в устройстве механических устройств любой сложности. Прежде работал с разными механизмами на молокозаводе, где приобрёл немалый опыт.
Для работы в ход идут ветки и корни деревьев. Очень часто идеи для вдохновения мастер черпает, сидя на крутом берегу реки, без остановки несущей свои воды в Кубань…
Олег Квитницкий, мастер художественной резьбы по дереву, создаёт авторские творения в этностиле.