Помните старичка Боровичка из советских сказок?
Сначала он появился на экране в 1950 году в мультфильме «Дудочка и кувшинчик», а потом, в 1964-м, в кинофильме «Морозко».
Торфяное болото
Как я уже писал ранее в статье, посвящённой болотнику, сведения о данном персонаже немногочисленны. Он (равно как и болотница) не столь распространён как, к примеру, водяной или леший.
Несмотря на это, в Беларуси исследователями зафиксированы представления о нескольких разновидностях болотников, прослеживается даже некоторая иерархия.
Иллюстрация Надежды Антиповой
Бывает такое, что какой-нибудь сыскавший признание писатель вольно интерпретирует образ того или иного фольклорного персонажа. В частности, таким занимался Алексей Михайлович Ремизов.
Иллюстрация Светозара Кошицкого
Слово «бог» традиционно носит в славянских языках позитивную смысловую нагрузку, причём повелось это с времён языческих, дохристианских.
Викинг в рогатом шлеме – это как пьяный русский с балалайкой и ручным медведем на заснеженной даже летом улице Москвы. То есть образ, не соответствующий действительности, но столь въевшийся в массовую культуру, что, малость перефразируя Николая Алексеевича Некрасова (да простится мне такое заигрывания с великой классикой!) колом его оттудова не выбьешь: упираются, всяк на своём стоит.
Есть в славянской мифологии такой отдельный вид нечистой силы – блазня. Вернее, утверждают, что есть.
В последнее время на мои обзоры из области славянской мифологии зачастили персонажи белорусского фольклора.
И сегодня у нас снова существо из верований белорусов. Называется оно баламутень (или баламутнiк).
А не поговорить ли нам о художниках-славянистах? Они пропускают через себя славянскую мифологию, историю, сказки, легенды, былины и былички – и представляют нам своё видение всего этого. Их работами иллюстрируются статьи на славянскую тематику. Их визуализированные представления... порой ошибочны и порождают в массовой культуре убеждения, имеющие мало общего с тем, как и что было в старину на самом деле.
Вынесение смерти. Иллюстрация художника Мерчина Новака
Вот я всё критикую-критикую, а канал посвящён, в первую очередь, изучению славянской мифологии. Ну что ж, акценты предыдущими статьями я расставил (главный акцент: решающее значение для меня имеет научное знание), а потому от критики отойдём.
К сожалению, весь обзор не уместился в формат одной статьи. Первая часть доступна вот по этой ссылке.