Ограблениями, кражами, разбоями в нашем городе никого не удивишь. И поэтому нападение на правозащитную организацию "Мемориал" (мы рассказывали о нем в 34 за 2003 г.) поначалу не вызвало широкого резонанса. Ну, вломились, вынесли компьютеры. Слава богу, никого не убили, не ранили... Однако история нападения на правозащитников получила в высшей степени удивительное продолжение. И дело, слушание которого началось недавно в Куйбышевском федеральном суде, имеет все шансы стать знаковым.

Славянки в ритуальном танце поднимали руки, закрытые длинными, до земли, рукавами белой рубахи, моля о дожде, надеясь на снисхождение предков, улетевших к небесам с дымом погребального костра. Может быть, на древних, живущих в подсознании чувствах и образах, основывается идеология нынешнего неоязычества (см. мою статью в «Бинокле» N 7).

14 марта 2004 года смерть унесла нашего общинника, Велеяра (Дмитрия Суходолова). Молодой человек, студент, страстный увлеченный славянской идеей, добрый, честный, порывистый.

В отличие от старых мифологических систем, таких как античная или индийская, славянская мифология, в особенности восточных (русских) славян, оставалась до XIX века малоизученной. Это связано как с христианизацией славян, в результате которой мифы были преданы забвению, так и со следствием этого процесса — утратой первичных, оригинальных мифологических текстов.

Нет ни одного народа на нашей планете, не имеющего своих богов, даже самые маленькие племена имеют свои собственные представления в этой сфере. Многие привыкли считать богов вымыслом и успокоились; а если они вымысел, значит и думать ни о чем не надо.

Музыка. О музыке можно говорить много. Но нужно ли о ней говорить? Ведь музыку нужно слушать. Я представляю вам не рецензии, нет, не нужно ниже представленное так воспринимать. Я просто хочу познакомить вас с некоторыми образцами современной музыки, творцы которой в той или инной степени обращают свой взор к своим корням, то есть культуре, традиции, истории своего народа, своей земли.

Т.н. «Верховный Бог Род», которого нет и не было у Славян и которого выдумал советский академик Б.А.Рыбаков. О типичном заблуждении среди славянских родноверов — обывателей.


Гамаюн — птица вещая, говорун. Она считалась райской птицей, посланницей богов, напевшей людям Книгу песен. Картина В.М. Васнецова. 1898 год.

В журнале "Наука и жизнь", №№ 3-5 за 2004 год, были опубликованы работы победителей конкурса "Школа" на лучшую научно-популярную статью. В настоящем номере представляем статью десятиклассницы из Омска Марии Федоровой.

Тингвеллир — холмистые поля неподалеку от исландской столицы Рейкьявика, на которых в 930 г. собрался первый в истории человечества парламент — альтинг. Парламент давно уже заседает в Рейкьявике, а люди, время от времени стекающиеся на Тингвелллир, на первый взгляд более всего напоминают участников одной из модных нынче ролевых игр. Но они отнюдь не играют — напротив, абсолютно серьезно относятся к свершаемому здесь действу.

Список сокращений

БМ — Българска митология: Енциклопедичен речник / Съст. А. Стойнев. С., 1994.

ВЕ — Вестник Европы.

ВЯ — Вопросы языкознания. М.

ГАИМК — Государственная Академия истории материальной культуры. Л.

ЕВ — Етнографічний вісник. К.

ЕЗ — Етнографічний збірник НТШ. Львів.

ЖМНП — Журнал министерства народного просвещения. СПб.

ЖС — Живая старина. СПб. М.

ИАН — Известия Академии наук. СПб. (Известия Академии Наук СССР. Л.).

ИВ — Исторический вестник.

ИРГО — Императорское Русское географическое общество.

К. — Киев (Київ)

КС — Киевская старина. К.

Труд А. Н. Афанасьева вызвал целый ряд откликов его современников. В частности, две рецензии опубликовал А. А. Котляревский. Список рецензий на ПВСП см. в библиографии работ А. Н. Афанасьева в кн.: ПМ. С. 535. Наряду с признанием высокой научной ценности первого монументального собрания славянской мифологии, обрядов и верований, высказывались весьма сдержанные оценки подхода Афанасьева к материалу и его методологических оснований. В частности, Ф. И. Буслаев критически отозвался о увлечении Афанасьева т. н. “мифологией природы” (современ­ного ему научного направления, к которому обычно относят А. Куна, В. Шварца, раннего В. Маннгардта, а в России — еще О. Ф. Миллера). Сходные с этой оценкой мнения высказывали А. А. Котляревский и А. Н. Пыпин. С критикой взглядов Афанасьева на происхождение мифа выступали и позднейшие историки науки (см., например: Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941. С. 57). М. К. Азадовский подчеркивал богатство собранного Афанасьевым фактического материала, но при этом считал его труд методологически полностью устаревшим (см.: Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1963. Т. ІІ. С. 80-83). Эту точку зрения разделял и А. И. Баландин. Он констатировал также близость афанасьевских идей к концепции Ф. И. Буслаева и одновременно самостоятельность многих открытий Афанасьева, совпавших позднее с концепциями западноевропейских ученых (см. с. 67-77 главы А. И. Баландина “Мифо­логи­че­ская школа” в коллективном труде “Академические школы в русском литературоведении” [М., 1975. С. 15-99], а также с. 26-37 его вступительной статьи к изданию: Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М., 1988; о влиянии Буслаева также: Налепин А. Л. Археолог славянских древностей // Афанасьев А. Н. Народ-художник. М., 1986. С. 17-18). Впрочем, творчество Афанасьева порой получало и весьма высокие оценки (см., например: Иванов Вяч. Вс. О научном ясновидении Афанасьева, сказочника и фольклориста // Литературная учеба. 1982. № 1. С. 157-161). Подробнее о новейших исследованиях творчества А. Н. Афанасьева и его концепции мифа см. посвященную Афанасьеву главу в монографии А. Л. Топоркова (Топ.).

Поиск

Журнал Родноверие