Все, надеюсь, помнят историю о встрече Святогора, которого земля не носила, столь он был тяжел, и Ильи Муромца?
Существование такой мифической интерпретации созвездия Большой Медведицы (БМ) в славянской традиции заставляет предположить параллель – романские названия БМ с внутренней формой «повозка Мальчика-с-пальчик»: валлон. Chaur-Pôçè, Tchar Pôçè, франкопрованс. Tser à podjet, Tsè à pòdzé, фр. диал. Tchaie Peudjat, Tchào Pôlè; и немецкие именования слаборазличимой звезды Алькор: нем. Dümеke, Dümke, Duming, Hans Dümken, Hans Dümkt «Ганс Малыш» (Младенова 2006, С. 78). Ср. также русские астронимы, с не вполне ясной интерпретацией: костр. Мосеев Палец "Плеяды?" (Рут 2010, С. 119), вят., костр. Моисеев Палец "БМ" (СРНГ 18, С. 206), арх. Палец "Плеяды?" (Рут 1976, С. 36)
Небольшая подборка имен славянских титанов, сотоварищей (не всегда верных ему) главного героя ряда мифологических сюжетов. Долго собирался ее сделать, и вот пришлось ко случаю :)))
Но возможны и более неожиданные варианты: «Редкий вариант “звезды” был зафиксирован этнографами в станице Ахметовская Лабинского р-на Краснодарского края: когда ходили на святки “рождествовать”, то брали большую тыкву, удаляли из нее мякоть, делали прорези-глазницы и рот, вставляли в тыкву зажженную свечу и с этой светящейся в ночи “головой” (которую называли “звезда”) ходили по домам» [Виноградова 2000, 36].
Побратиму моему,
Жрецу Чернобога
Л-у (А.П.). Посвящаю...
Издревле сказывали пращуры наши, что земля-матушка собою плоска, держима еси на четырех быках великих, и что есть у земли край, пусть и очень далеко. Днесь же рекут иначе, сказывая, что земля опоры не имеет вовсе, собою же кругловидна есть, а посему и краю у нее быть не может. И то несомненная правда. Но не спора ради, а только истины для поведем мы сказ следующий.
Сон простой от сна вещего отделять стоит. Коли сниться то, о чем думал или ждал, что видел или слышал нынче, что из равновесия вывело, что тебе привычно – то сон простой. Ибо, ждавший гостей – видит их приезд, слышавший о торговле – ярмарку, подравшийся – драку или недруга, кузнец – собственную работу. Сон от движения чувств, от телесных ощущений – пустое видение. Ибо влюбленный видит свою милую, больной – исцеление, голодный – еду. Также сны пустые идут и от естества человеческого, ибо на пяти составах мир стоит, тако же и человек.
Изыдучи днесь до дуба великого, первопосажена. Из под корения дуба того биет ключ бел и силен воды живоцелющей. А во ключе оном на пологу дне семижды каменей положены, зраком разных. Восхотяше душе о счастии знатьбу сведати у ключа того святого.
(переводы)
«Также в Кийево ранее было весьма распространено «читание по лопатке», т.е. гадание по овечьей или козьей лопатке, что является старым и известным в мире обычаем: его знали в Риме, Византии, Венгрии, черкесы, знали его и на Балканах – хорваты, сербы, албанцы и т.д. «Читают» только на крепкой лопатке зарезанного животного, которое выращено в хозяйстве. Когда «читают», руководствуются 14-ю правилами (sic!), гадание же относится к текущему и следующему годам, соответственно, «от Коляды до Коляды», и производится обычно в колядные дни. В детстве мы, откровенно говоря, подглядывали как пожилые соседи берут лопатку и как бы «читают», примерно так: «Тут не вижу ничего, ту – ровно, тут – вижу ямку, не знаю точно, или колыбель или могилу…» и т.д., и недавно для этой книги мы реконструировали этот понемногу забываемый обычай. Конкретно в мой семье Арамбашичей этот обычай сейчас не практикуется и никто в доме не умеет «читать».
В это не сразу и поверишь, однако факт в наличии – славяне-язычники верили в переселение душ после смерти в новые тела: в деревья, в птиц, животных, новорожденных детей. Об этом сохранилось не так много сведений, тем ценнее каждое из них, позволяющее полнее очертить место этой концепции в духовной доктрине наших далеких предков. Разбору данного вопроса, равно как и обозрению вопроса веры народов мира в реинкарнацию, и посвящена данная книга.