Чернобог и Белобог поделили пространство и стороны света, где они и утверждают на веки вечные свои владения. О создании Пекла, местожительства Черного бога, говорится разно: эту территорию для него выделяет Бог, в обмен на добычу горсти песка со дна моря (Барсов 1886, С. 3); Черный бог создает это пространство случайно, собираясь утопить Бога (Ящуржинский, С. 73)

Встретился (аккурат сегодня, на Коляду) мне весьма уникальный болгарский материал по изготовлению обрядового посоха колядовщика (коледара). Думаю, его легко распространить на любые обрядовые посохи, если подойти к делу с умом. Мой перевод текста пусть будет всем добрым сородичам в качестве подарка на Коляду :)))

о том свете и прочей метафизике....

Весьма алчный и скупой царь узнает, что на краю света растет трава «разкомник» (разрыв-трава), с помощью которой можно обнаруживать клады и отправляется на ее поиски. Преодолеть возникшие препятствия по очереди помогают встреченные им три иномирных существа: Морски гявол (= Морской Царь), Педя човек (= старичок-с-ноготок) и баба Рогла (= Баба Яга), что жила в избе и «имела на голове два рога, витые-витые, как крюк». Каждому из которых он должен был отдать часть своей сущности: молодость, зрение и ум.

Светильник из тыквы — атрибут праздника Хэллоуин, сформировавшегося в США в XIX—XX вв. Такой же светильник широко использовался восточными славянами во время святочных ритуальных бесчинств.

Типичная анти-пища, попавшая из колдовских инициационных обрядов в практики христианских мистических сект ("хлысты"):

Типичная анти-пища, попавшая из колдовских инициационных обрядов в практики христианских мистических сект ("хлысты"):

"Пророк их будто знает, кто примкнет к хлыстовству или нет. Хлысты передают, почетного человека они кормят медом, который он и отрыгает. Затем вновь приходящий вкушает этого отрыгнутого меда. Кто не может вкусить этого меда, того хлысты считают не могущим придти в их секту"

(Берман А. Г. Простонародные религиозно-мистические движения в Среднем Поволжье в XVIII – XX вв. – Чебоксары, 2008, С. 167);

Изредка мне попадается информация о использовании бубнов в магической практике в славянской традиции. Попался еще один пример, хотя и скорее косвенный, позволяющий реконструировать эту практику (говорить о ее существовании вообще).

С обычаем сжигать вещи, отмеченные печатью смерти, связано весьма любопытное и довольно распространенное гадание по дыму. Его вполне можно счесть пережитком времен кремирования славянскими племенами тел умерших, настолько оно логично вписывается в общую картину – дым от тела покойного указывает на следующего в селении мертвеца.

Часто встречаются утверждения, что оплата работы колдуна/знахаря — была без фиксированного тарифа, без денег, «по возможности» и представляла преимущественно продовольствие: пяток яиц, половинка каравая, луковица… Было и такое, поскольку продукты имели свою цену и легко могли быть пересчитаны в денежный эквивалент.

Как и когда поминали своих умерших славяне в давние времена? Как провожают душу на сорок дней? Что из этих обычаев перешло в современную похоронно-поминальную обрядность? Об этом и многом другом рассказывается в данной книге на широко этнографическом материале восточнославянской традиции. Работа предназначается исследователям в области славянских древностей, а также всем интересующимся вопросами русской народной культуры.

Поиск

Журнал Родноверие