Снегурка может растаять и просто на солнце (Ковалев, № 19; Куприяниха, № 33) – это гибель Зимы, уступающей жаркому Лету. Если перед нами мифический сюжет, то не отсюда ли следует отсчитывать момент превращения (через гибель) снежной девочки во Властительницу загробного царства, прошедшей в него первой? К слову, в ряде вариантов сюжета убитая подружками Снегурочка некоторое время погодя чудесным образом воскресает (Серебренников, С. 124).

Вера в обережную силу растения напрямую связана с эротической символикой ели (и хвойных дерев вообще): простонародное и самое распространенное название мужского полового органа «х…», является однокоренным со словом «хвоя», и означает нечто вроде – «хвой», «шишка».

В русских сказках людей лишает глаз (то есть света, эвфемизма «жизни» – умершие не видят) Яга: «А туда Яга-баба пришла, все царство разорила, отца с матерью в темницу кинула, глаза выкопала» (Карнаухова, № 141), старик жалуется герою: «яга-баба живет с тремя дочерями, она у меня глаза выкопала, мою старуху убила» (Балашов, № 43),«Ты бы спосил у нее мои глаза» – «Спросил. В трубе, в мешочке висят» (Саратов, № 9)

Относительно украинских названий Перунова Дорога и Перунiв Шлях следует сказать особо. Они, казалось бы, наглядно свидетельствуют о существовании астронимов, соотносимых славянами-язычниками со своими Богами и являются языческим наследием.

Смех зрителей, раздающийся при отыгрывании мифа о творении, этой трагикомедии в лицах, несомненно, имеет особое значение. Скоморохи явно не случайно вызывают его в особое время святочных празднеств.

Украинская традиция сохранила описание обряда посвящения пусть в разрушенном и переосмысленном, но тем не менее крайне интересном виде.

Как и Посейдона, Морского Царя уместно именовать «Колыбателем земли», если принять во внимание строки «Голубиной книги», посвященные киту, его ихтиоморфной ипостаси.

О алмазе. Алмаз камень цветом подобен нашатырю, а внутри темнее хрусталю и облистание от себе издает; а крепостию таков крепок и тверд, что ни в огне не сгорит и иными никакими вещьми не может вредитися.

Итак, представьте себе: век этак XVI–й, летний вечер, псковская глубинка, Купала. Молодежь обоего пола, поскидав одежу на берегу, купается в водах местной речушки.

«Дерево, квiтка – тоже чимось воно дише», «I худоба має душу, i квiти – то тоже живе, тото Бог вирощує» (Гузiй, С. 278)

В этих примерах содержится четкое указание на наличие души у растений. Имеются и другие, преимущественно более косвенные, сведения относительно этого, что, впрочем, никак не умаляет их значимости.

Поиск

Журнал Родноверие