pinezhskiy taezhnyy kray panorama doliny reki pinega s vysoty krasnoy gorki
Пинежский таежный край. Панорама долины реки Пинега. Фото: Владимир Горбатовский

Впервые о Пинежье я услышал в одной из экспедиций. Дело было на острове Долгий, расположенном в Баренцевом море. Глубокой полярной ночью с солнцем над горизонтом мы сидели у костра, и один из участников экспедиции, зоолог из Архангельска, рассказывал удивительные таёжные истории про Пинегу. В том числе про тамошних колдунов.

Ни для кого не секрет, что наши предки раньше молились камням прежде всего потому, что мы наблюдаем эту традицию поныне. По всей матушке России разбросало эти камни и ходят к ним люди абсолютно разных конфессий и приносят туда вотивы и требы, просят о сокровенном и общаются с местными духами.

Храм Солнца — самое таинственное и загадочное место в Крыму. Для одних — это Святая земля, для других место силы или связи с космосом. Но как бы там ни было, для всех туристов, посетивших Храм Солнца — это место осталось в памяти навсегда. А еще осталось желание еще раз это увидеть.

Географические координаты Храма Солнца на карте Крыма GPS: N 44.406688, E 33.743068.

«Территориальное святилище среднечепецких удмуртов Губервось (Гербервось) — 1» в Глазовском районе и «Окружное святилище верхнечепецких удмуртов Лек ошмес» в Игринском районе включены в Перечень выявленных объектов культурного наследия.


Фото 1. Камень Пятница у д. Конезерье. Фото автора, 2004 год.

Этот камень был связан с культом Параскевы Пятницы и почитаем до сих пор.

Голубая криница, или Синий колодец, — в чем секрет уникального природного источника в Славгородском районе Могилевской области, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

1 krupnyi razmer
Тольяттинское капище в лесу

Гуляя по тольяттинском лесу, не так далеко от цивилизации, можно набрести на деревянных истуканов или деревянные таблички с вырезанными на них словами – текстами, напоминающими молитвы или заговоры.


Местный житель из д. Мильва-Березина показывает автору Святое место. Фото Евгения Шапошникова, 2019 год.

Тысячи людей шли сюда, чтобы самим увидеть чудо.

Чудо как феномен белорусской народной культуры уже давно интересует отечественных фольклористов [Боганева 2009, 83–88; Беляева 2009, 234–239; Жегало 2011, 61–63]. Однако лишь в последние годы в дискурсе о чудесах обозначились вполне определенные исследовательские направления [Бутов 2018а; Бутов 2020, 40–51]. В частности, рассматриваются новые типы и формы проявления чудесного, которые так или иначе оказывали влияние на представление местного населения о чудесах.


Священное дерево у д. Пуккила (фото из книги «Ингерманландия глазами Самули Паулахарью»)

Архив сведений по сакральным и мифологическим местам Ленинградской области приносит первые результаты.

Данная статья является первой пробной работой, выполненной в 2016 году, и основанной на концепции порайонной систематизации данных из собранного автором Архива сведений по сакральным и мифологическим местам Ленинградской области (на сентябрь 2022 г. состоящего из V томов, включающих 664 упоминания). В порядке эксперимента, был выбран район с достаточно большой антропогенной нагрузкой в ХХ веке, где практически нет шансов на сохранение упоминаемых в исследовании объектов. При этом частота имеющихся упоминаний на начало ХХ века указывает на широкую распространенность почитаемых деревьев и священных рощ.

В России есть немало загадочных и интересных мест, с которыми связано много легенд. К таким относится и Голосов овраг в Коломенском парке. Согласно мистическим историям, здесь находится сосредоточие положительной энергии, а у некоторых посетителей раскрывались необычные способности. Но немало и негативных слухов — овраг называют временным порталом, где часто пропадают люди.

Поиск

Журнал Родноверие