В славянской традиции основным временем поминовения мертвых является весна. Таяние снега, появление зеленой травы, выпадение росы, цветение – со всеми этими фенологическими признаками связан и приход на землю мертвых. Подобно тому, как перелетные птицы возвращаются к нам (из Ирия) в теплое время года и растения прорастают из под земли, мертвые точно также приходят с Того Света птицами и “прорастают” из под земли вместе с растениями. Так что славянский “День Мертвых” (если уж называть его по аналогии с Мексикой) – все же весной (“Радуница” и т.п.). Однако в течение года и помимо весны есть моменты, когда граница между мирами становится прозрачной и мертвые приходят навестить живых. Например, примыкающие к зимнему солнцестоянию Святки. Или конец октября/начало ноября – время, когда в средней полосе среднесуточная температура опускается ниже нуля и осень, таким образом, переходит в зиму (см. обо всем об этом). В России на это время приходится один из т.н. “родительских дней” и посещение в этот день кладбища весьма распространено в моей местности (Восточная Сибирь), но везде по разному. Белоруссы отмечают т.н. “Деды” и под этим именем Осеннее Поминовение Мертвых известно и в современном родноверии.Однако данная традиция не ограничивается собственно Беларусью. На Украине – также “Деды” (реже – “Бабы”). В Польше – “Задушки”, в западной Белоруссии – “Задýшны дзень” (ср. с “Задушницами” у южных славян).

Текст ниже сугубо про бескровное, – поскольку сам я не практикую тех же кур резать, то и рассуждать об этом как-то не считаю себя вправе. Но все же про жертвование пищи (а не денег, например, или лоскутков ткани, что тоже все вполне аутентично), так как еда в качестве жертвоприношения – это то, что первично и Суть: “внутренняя форма слова жертва (от жьрети) указывает на связь с … кормлением духа, божества”.

Так-то сегодня Праздник. И немалый. Общеизвестно, что в традиции, даже в позднейшей, из всех остальных – солнцестояний-равноденствий, – осеннее наименее всего выражено. В общем-то уже понятно, почему это так. Потому что все “осеннее” вертится вокруг такого события, как жатва. Это ж важнее всего, понятно. Как собрали урожай так и праздник. А не абстрактная астрономическая дата. Причем праздник немалый. А с какой-то точки зрения, возможно, и вообще основной. Ведь, по сути, для людей заканчивался целый сельскохозяйственный год и урожай – это кульминация всех усилий, предпринятых на протяжении года. Итоги годового цикла. Поэтому церковный новый год в сентябре уже не кажется мне такой уж нелепой вещью.

«Сила — это то, что даёт джедаю его могущество.

Это энергетическое поле, создаваемое всеми живыми существами.

Она окружает и пронизывает нас.

Она связывает Вселенную [выделение мое – М.С.] воедино».

— Оби-Ван Кеноби

Есть мнение, что мы сейчас немного, скажем так, загнались – по всякой зауми. Поэтому начинаем возрождать формат “рецептов” – конкретных, простых и разжеванных советов – “как надо”. Так-то, если вспомнить, мы с этого и начинали. Вообще всё теперь, конечно, не будем к данному формату сводить, но периодически – оно все же нужно. И сегодня начнем с такой жизненной и касающейся каждого из нас темы, как выход из дома и отправление в путь.

Оно проистекает из связи перекрестка с символом креста. Причем эта связь, очевидно, древнее христианства, потому что перекресток естественным образом имеет форму креста. Понятно, что потом все перемешалось, так, что и не разделишь. Вот народное название перекрестков – «кресты» – оно возникло из-за самой формы перекрестков или из-за того, что на них зачастую ставят кресты? Хотя, заметим «крестами»-то все же называют вообще все перекрестки, независимо от наличия там реальных крестов. При этом народно-христианский обычай ставить кресты на перекрестках объясняют как через стремление освятить тем самым нечистое, «бесовское» место или через историческую связь перекрестков с местами погребений… И все это да, звучит довольно логично, поэтому наше внимание на этом не заостряется. В общем, наша проблема в том, что мы воспринимаем крест на перекрестке исключительно в христианском контексте. Я сам был таким, каюсь, пока не начал исследовать эту тему.

Собрал здесь воедино все, что на настоящий момент известно мне про перекрестки (а также про развилки дорог, которые по смыслу практически сливаются с перекрестками) в славянской мифологии. Сначала я расскажу про мифологический смысл перекрестка, о том, что это такое, потом – про то, что можно со всем этим делать, а также о мифологических персонажах и объектах языческого культа, связанных с перекрестком.

Имхо, Боги несводимы к Стихиям, не надо думать на нас, что мы только за что-то такое и топим. А то, обчитавшись Мирослава, можно прийти к такому выводу. Но на самом деле “Стихии” – не замена древним богам. Отказаться от Перуна, Волоса, Мокоши? ))) : – “И нача княжити Володимер в Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремного”: Грома, Месяца/Солнце, Ветра, (Симаргла (в скобках, потому что хз, ЧТО Он такое) и Воду/Землю” .

В честь дня рождения Сергея Михайлова (ака Ясенпень) изложу ниже некоторые идеи, которые я от него воспринял.

Суть в том, что древняя языческая религия отнюдь не была уничтожена с принятием христианства. Несмотря на то, что традиция прервалась, уничтожена была лишь старая форма язычества. Само язычество (не религия) осталась. Оно неуничтожимо, так как коренится не в конкретной религии, а в человеческой психике, в нашем теле, если угодно. Сколько язычество не уничтожай, оно будет возрождаться в разных формах вновь и вновь. Мифологическое мышление тому залог.

Я знаком с тем, о чем ниже, из-за моего увлечения неошаманизмом, но сама эта основа – универсальна, архаична и глубока. В общем, для начала примите то, что “Сон (/Сновидение)” – это не только что-то сугубо “личное” и “для внутреннего пользования” , ограниченное пределами нашей черепной коробки, – как велит нам современное восприятие. “Сон”, в предлагаемой мною модели мира, – это нечто иное. Как обозначение одновременно и духовного мира, духовной стороны нашей всей нашей материальности, так и способа, посредством которого мы можем эту, “теневую” сторону постичь (ср. “если вы хотите узнать ответ на некий вопрос – увидьте его во сне”). Сновидение. В общем, будет проще, если мы сейчас просто попытаемся тупо заменить термин “Дух” на термин “Сон”.

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция и практика школы "Русская Традиция" от 25.04.2010

[видео]

Велеслав - Практики Шуйного пути

Лекция школы "Русская Традиция" от 23.05.2009

[видео]

Велеслав - Коло года. Беседа первая

Поиск

Журнал Родноверие