Имя Велеса дошло до нас еще в сравнительно позднем малоисследованном Житии Авраамия Ростовского. Покойный Ключевский раскрыл искусственный, отрывочный состав этого жития: неизвестный автор его, почти ничего не зная о жизни святого, неумело сшил два легендарных сказания с общим иконографическим вступлением [Ключевскiй 1871. С. 28].
На фото: Купала "Велесова Круга" на Красном лугу под Малоярославцем, 2006 г
Одну из наиболее влиятельных (для своего времени), равно как и вызывающих наиболее острую неприязнь среди недругов и оппонентов (особенно из числа приверженцев идеи семитической «монополии» на монотеизм), гипотез касательно сущности Рода и Рожаниц высказал во второй половине XX в. и развил в своих многочисленных трудах академик Б.А. Рыбаков [Рыбаков 1962–2; Рыбаков 1964 и мн. др.].
Писатель, историк, автор ряда научно-популярных публикаций Александр Борисович Снисаренко (1940—1999) в своей, давно уже ставшей библиографической редкостью, книге «Третий пояс мудрости. Блеск языческой Европы» (1989) высказал оригинальную (но и весьма спорную) гипотезу о Рожаничном культе у славян:
В малотиражной книге известного советского и украинского археолога, доктора исторических наук, профессора Николая Александровича Чмыхова (1953—1994), посвящённой вопросам космологии и зачаткам астрономии у древних славян, находим:
Украинский историк, археолог кандидат филологических наук Ярослав Евгеньевич Боровский (1937—2003) в своей книге «Мифологический мир древних киевлян», следуя, в целом, гипотезе Б.А. Рыбакова, писал о культе Рода у славян следующее:
Сделаем небольшое отступление, чтобы рассмотреть значения слова «род» в древнерусской литературе:
Выдающийся польский историк-медиевист А. Гейштор (1916—1999) пишет об этимологии имени Свентовита/Святовита и истории городища Арконы следующее:
Выдающийся русский филолог, фольклорист, историк литературы Александр Николаевич Веселовский (1838—1906) опубликовал в 1889 г. работу под названием «Судьба-Доля в народных представлениях славян», в которой представлял Рода как того, кто «давал Долю», а Рожаницу, или Рожаниц, связывал с судьбой:
Выдающийся русский филолог, фольклорист, историк литературы Александр Николаевич Веселовский (1838—1906) опубликовал в 1889 г. работу под названием «Судьба-Доля в народных представлениях славян», в которой представлял Рода как того, кто «давал Долю», а Рожаницу, или Рожаниц, связывал с судьбой:
О Богах и «богах» П. Древлянского, оказавших немалое влияние на исследователей славянской мифологии в XIX–XX вв., следует сказать особо. А.Л. Топорков в статье под названием «О „Белорусских народных преданиях“ и их авторе» пишет: