Некоторые традиции дошли до нас в почти оригинальном виде.

Многие считают древнерусским напитком, например, медовуху – ее стало модным продавать сегодня вместе с сидром и пенным напитком. Но такая (или подобная) медовуха появилась только в 18 веке. Она изготавливалась из воды, меда и дрожжей и совсем не походила на древнерусский питный мед, известный с 880 года. Кто-то назовет квас – и не ошибется. А вот кисель, который сейчас делают довольно жидким, раньше был не напитком, а сытным кушаньем – ложка в нем стояла. В общем, за тысячу лет все сильно изменилось. Некоторые традиции дошли до нас, несмотря ни на что, в почти оригинальном виде. Другие забыты или сильно изменились. Третьи – возрождаются заново.

Как в области возрождают и сохраняют уникальный рецепт старинного блюда.

Напиток, сваренный из чая с травами, молоком, солью и перцем, известен много веков. Какому народу он принадлежит — вопрос спорный. Но, пожалуй, больше всего он популярен у ногайцев.

Для современного человека понятие «русская кухня» неразрывно связано с картошечкой, селедочкой, мясными котлетками и пирожками, однако если посмотреть, каким был ежедневный рацион далеких предков современных россиян, можно очень удивиться. Так, мясо в домах на Руси было редким гостем, а чаще всего крестьяне ели каши и супы, только вот совсем не такие, к каким привыкли современные любители русской кухни. Да и напитки хозяйки подавали современному человеку по большей части незнакомые. Каким было меню предков – в нашем обзоре.


Фото: Алексей Дацковский

10 октября – Международный день каши.

Издавна каша была одним из главных и любимых блюд на Руси. В Белгородской области сохранилось много традиционных рецептов. Например, в старооскольском селе Незнамово уже много веков готовят кашу из раков и пшена, а в Губкинском округе – из пшена и тыквы. Накануне праздника «Белгородская правда» отправилась на новооскольскую землю, чтобы попробовать тростенецкую кашу.

Ростовский свадебный пряник неоднократно упоминался исследователями, его изображение было опубликовано еще в 1929 г., но посвященных непосредственно ему работ пока не было. Задачей данной статьи и станет определение места и роли свадебной обрядовой выпечки вообще (с привлечением данных Ярославской губернии), семантики и символических функций ростовского пряника в частности.

Наталия Прокопович

Подколотка и сходники

Почему каплун на Пружанщине совсем не похож на петуха.

Около месяца назад опубликована книга «Пружанская кухня». В ней собрали рецепты, записанные работниками отдела культуры райисполкома, учреждений районной централизованной клубной системы и городского Дворца культуры во время этнографических экспедиций. Более 70 традиционных блюд приготовили в один день хозяйки со всего района, чтобы сделать фотосессию для этого издания! И конечно, порадовать гостей неповторимыми кулинарными творениями. Мы побеседовали с авторами издания, главным специалистом отдела культуры райисполкома Наталией Прокопович и методистом централизованной клубной системы Ириной Годуйко как об уникальных особенностях их малой родины, так и о влиянии этих факторов на местную кухню. О традиционной белорусской кулинарии я слышала немало, но здесь было чему удивиться…

lsa27apf33zoihr7puoe25e94lpbo9j0
Лепные козули. Фото предоставлено этнопарком «Географика». rgo.ru

На севере традиции имеют особое значение: они делают жизнь в суровых условиях немного проще и понятнее

Трудно что-то утверждать по поводу вегетарианских блюд с точки зрения исторического контекста. Исследования глиняных сосудов VII века из местечка Вендель (недалеко от озера Меларен, Швеция) показали, что, вероятнее всего, в большинстве из них готовились и хранились блюда с комбинацией животных и растительных жиров. Однако при этом достаточно немалое количество сосудов содержало исключительно растительные останки.

Рацион древних славянских народов ассоциируется со скудным меню, дарами урожая и добытой на охоте дичью.Но верны ли эти предположения?Что на самом деле ели наши предки?Похожи ли их блюда на современные?

Поиск

Журнал Родноверие