В 1841 году была впервые опубликована сказка «Мороз Иванович» русского писателя и мыслителя Владимира Фёдоровича Одоевского, написанная по мотивам русских народных сказок и вошедшая в сборник «Сказки дедушки Иринея».

Сказка сия, к слову, педагогическая, призванная воздействовать на умы подрастающего поколения, учить трудолюбию (о чём прямо намекает её эпиграф), воспитывать. Посредством неё Мороз вошёл в литературную традицию.

В этой русской народной сказке одновременно действуют, как следует из названия, сразу два воплощения минусовой температуры.

Любопытна (а чем конкретно, по моему мнению, – поясню ниже) русская народная сказка «Мужик и Мороз». Привожу текст:


Иллюстрация Ивана Билибина

Старик Мороз – персонификация холода, природной стихии, с которой были связаны две жизненно важных вещи для человека: тепло и еда. В слишком лютые холода немудрено насмерть замёрзнуть, а нагрянувший не вовремя мороз может погубить посевы, оставить без будущего урожая, а то и скотинку извести. Потому Мороза старались умилостивить, для чего проводили специальные обряды.


Иллюстрация Алексея Бушкина

Русский историк, этнограф и фольклорист Иван Михайлович Снегирёв в своё время писал:

Славянское язычество – это обожествление стихий.


Карикатура из журнала «Крокодил» (1963 год)

Разрешите представить Вашему вниманию одну довольно занятную карикатуру.

Как же на самом деле выглядит встречник в славянском фольклоре?

На нижеприведённой иллюстрации Надежды Антиповой изображён встречник – как было написано в книге, с которой началось моё увлечение славянской мифологией, злой дух, носящийся по дорогам в виде вихря и «убивающийся» при помощи обычного ножа – нужно только его бросить в вихрь.

Несколько дней кряду я рассказывал о вилах – сверхъестественных существах родом из славянской мифологии (считается, что из южнославянской, однако вилы упоминаются и в русских церковных поучениях против язычества).


Реклама оперы «Вилли» в газете

Из ущелий чёрных
Вылетели тени –
Белые невесты:
Широко в полёте
Веют их одежды,
Головы и тело
Дымкою покрыты,
Только обозначен
В них лучом румяным
Очерк лиц и груди.

Это стихотворение русского поэта Аполлона Николаевича Майкова, называется «Утро. Предание о виллисах» (виллисы – онемеченная форма слова вилы), написано в 1857 году.

Я хотел бы, чтобы приведённые строки послужили, с одной стороны, эпиграфом к сей небольшой заметке, а с другой – намёком на то, что образ сверхъестественных красавиц был востребован в искусстве. Причём – не побоюсь этого слова! – международном: в русском, немецком, французском, итальянском...

Поиск

Журнал Родноверие