В современном родноверческом движении довольно большой известностью пользуется объединение, именующее себя «Схорон Еж Славен»[1]. Значительное число родноверов относится к нему с неприязнью — по их мнению, глава «Схорона» Владимир Голяков[2] и его последователи занимаются фальсификацией истории, «лингвофричеством» (толкованиями происхождения и значения слов русского языка, весьма далёкими от признаваемых официальной наукой версий), выдачей новодела за исконную славянскую Традицию и т. д. В свою очередь, сторонники СЕС часто обвиняют родноверов в «неоязычестве» и «реконструкторстве», не имеющих отношения к истинному славянскому Обычаю.

Культ богини смерти Марены в современном родноверии широко распространился с подачи «Велесова Круга» в середине 2000-х годов. Причём, сложился он под влиянием индуизма (думаю, ни для кого не секрет, что классические работы волхва Велеслава — это, во многом, шиваизм и адвайта-веданта а ля рюс). Для сравнения — в начале 2000-х годов почитание Марены в ССО СРВ (вдохновлённое «Велесовой Книгой») выглядело приблизительно так:

На одной из наших площадок в соцсетях развернулась любопытная дискуссия, натолкнувшая меня на мысль написать эту заметку. Спор, на самом деле, очень показательный.

Большинство людей слышало о так называемых шаманских практиках, когда шаманы путём особых упражнений входили в состояние изменённого сознания. В таких состояниях раскрывались глубины подсознания, и шаман мог совершать путешествие в другие миры, вспоминать прошлые жизни, общаться с Богами и с духами.

Ныне нередко можно услышать в адрес современных родноверов насмешки: «А что ж вы, язычники, казачьи песни-то поёте? Ведь казаки – православные христиане!» Не буду здесь писать о «русской православной вере», которая (в народном, а не церковном её понимании) намного ближе к Родноверию, чем к христианству. Не буду подробно рассказывать о языческих обрядах и обычаях, сохранившихся (и сохраняющихся по сей день) в среде казаков. О поразительном сходстве между обликом запорожцев и воинов князя Святослава. Об атамане Степане Разине, убивавшем христианских священнослужителей, разрушавшем храмы и монастыри, и вдобавок велевшем венчаться не в церкви, а вокруг дуба… Давайте просто вспомним слова казачьих песен и вдумаемся в их смысл.

Почитание Предков – одна из важнейших основ русской традиционной культуры (как, впрочем, и традиционной культуры любого другого народа). Ни одна Традиция не может существовать без уважения к Пращурам: презрение к старикам – отличительная черта современной «цЫвилизацЫи». Известно, что в древности у славян (равно как и у многих других народов) существовал обычай ритуального умерщвления стариков по достижении ими определённого возраста – это было необходимо для выживания рода в то нелёгкое время… Но ни в одном традиционном обществе никогда не было «домов престарелых», в которые дети, не желающие ухаживать за стариками, могли бы отправлять своих родителей на вполне законных основаниях. Ни в одном! Такая подлость и жестокость была просто немыслима для «дикарей», зато в «цивилизованном» обществе это вполне обычное явление. «О, времена, о, нравы!»

«Вера в могущество Перуна и в кару за его неуважение отражена в быличке, записанной в 1975 г. от 80-летнего жителя дер. Лелюши Доминика Ракутиса. Он рассказывал о временах крепостного права. Когда барин по имени Норкун гнал баб на барщину в поле, надвинулась большая туча. Надменный барин крикнул богу: «Ты Перун, я Норкун», — и выстрелил в нее из ружья. Тотчас грянули гром и молния и его конь был убит. Барин очень испугался, прекратил бить своих крепостных плетью и учредил праздник Перуна (Судник 1979: 230)».

Я (...) практикую славянское язычество с весны 2001 года. За это время я успел прочитать и осмыслить многое, так или иначе касающееся языческих верований славян и других народов, и, в итоге, пришёл к мысли о том, что я не могу практиковать славянское неоязычество том виде, в котором оно есть сейчас. Реконструкции этнической религии славян, существующие в настоящее время, для меня неприемлемы.

Следовательно, мне необходима иная, отличающаяся от них, реконструкция. Незадолго до мартовского полнолуния 2018 года я окончательно осознал, что мне нужно сделать для создания такой формы современного язычества славян, и как эта новая форма приблизительно будет выглядеть. (...)

В наше время родноверы, как и встарь, отмечают древние праздники, продолжая тем самым Традицию Предков. С точки зрения современного человека это, конечно, глупое занятие. Дикие и грубые язычники идут в лес, кланяются там деревяшкам, водят хороводы, совершают огненные жертвоприношения и прочие непонятные обряды. Смысл этой "глупости" я и попытаюсь разъяснить.

Некоторое время назад я уже поднимал эту тему. Суть того поста сводилась к тому, что в современном родноверии (как впрочем и в современном язычестве в целом) есть, мягко говоря, серьёзные проблемы с легитимностью так называемого «жречества». С точки зрения традиции массовик-затейник — это не жрец. Даже «выбранный общиной». Даже прочитавший массу научных трудов о язычестве. И даже «коммерчески успешный» — хотя это качество, к счастью, основная масса современных язычников всё-таки не рассматривает в качестве критерия.

Поиск

Журнал Родноверие