Государства, народы, народности и племена
Хороший вымысел всегда более ослепителен, чем фрагмент истины.
Д. Саттерфилд
Я чрезвычайно рад, что на сайте, предназначенном в основном для политического хакинга, темы, связанные с историей наших языковых предков, вызовут значительный резонанс. Это означает, что дух нации еще не угас. Аллилуия! И этот факт не меняет даже того факта, что в одном из текстов мой старый друг предположил (иронично, но все же), что раз я написал то, что написал, значит, в этом что-то есть. Скрыто, конечно. Самым простым решением будет… Это будет… О да! Bazyli1969 — это… немецкий. Ооо! Я уже не знаю, что об этом думать, ведь еще совсем недавно меня считали замаскированным украинцем. Ба! Кто-то однажды даже «обнаружил», что я, вероятно, еврей. Что ж... Чтобы примирить салонных генеалогов, предложу следующее решение загадки: я немецкий еврей, много лет живший на Украине, а затем, после нападения москвичей, сбежавший к границам Польско- Речь Посполитая. Хе-хе-хе... Может быть? Все в порядке. Оставляю отступления и плыву к берегу.
Отличительной чертой белорусов всегда было уважение к своим корням. Со времен язычества существовали отдельные дни чествования предков – Дедов. С приходом христианства их стали ассоциировать с Отцовскими субботами, хотя это не совсем тождественные понятия. Отцов праздновали на Масленицу, Радовницу, Троицу, перед летним праздником Петра и Павла, а также осенью. При этом самыми главными считались Осенние Деды (Осянины, или Прадеды). Они приходятся на третью неделю после Покрова, который отмечается 14 октября. Таким образом, получается, что в этом году Асения выпадает на субботу, 4 ноября. Тем не менее официально День памяти предков отмечается 2 ноября – в четверг. Кстати, после Осенних Дедов есть еще Михайловские и Филиппийские, но празднуются они в основном в Западных и Восточных Палессах.
Специфика фрако-дакийских и иллирийских мифологических источников создает определенные проблемы. Так, например, неясно, почитались ли в рамках данных культур боги Грома и Ясного Неба, хотя отдельные намеки на их культ присутствуют. Нельзя с полной уверенностью идентифицировать и Бога Земных Сил (возможно, это Залмоксис). О Бендис — Великой Богине мы также располагаем очень малым объемом информации. Фактически, всех их затмил Культурный Герой в характерном иконографическом воплощении всадника. Причиной этого явления можно считать очень раннее развитие сравнительно централизованной царской власти у фрако-дакийцев и иллирийцев. Влияние образа Культурного Героя на массовое сознание было столь велико, что он в более позднюю эпоху определял характер взаимоотношений с развитыми религиями (что проявлялось в особенностях восприятия митраизма у иллирийцев и христианства у фрако-дакийцев).
Существуют различные гипотезы формирования кельтов как исторической общности. Согласно более ранней, предки народа пришли в Центральную Европу из Причерноморья. (В пользу их связей с Востоком говорит, в частности, форма боевых шлемов. Для народов Западной Европы характерны округлые шлемы, например, у греков, римлян, средневековых рыцарей и викингов. Оружейники же славян, иранцев, индийцев предпочитали остроконечную форму. Балтский народ пруссов, находившийся между германцами и славянами, использовал оба вида. Многие шлемы же кельтов, фактически самой западной группы индоевропейцев были остроконечными!).
Праздничные обряды коренных жителей крайнего севера
Малые народы России бережно хранят свои национальные традиции, передавая из поколения в поколение семейные обычаи и обряды, среди которых — ненецкая свадьба на краю земли.
В одном из прошлых постов я рассматривал доступные палеогенетические выборки и отдельные образцы средневековых славян из России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии и пытался найти общее и различное. В конце поста я даже попробовал смоделировать вероятный генетический портрет славян на момент до начала исторического расселения.
• «... [прасловене] возникли из периферийных балтов, чей язык эволюционировал от статуса балтоязычного диалекта к самостоятельному уже собственно [словенскому] диалекту».• По современным лингвистическим представлениям (глоттохронологическая датировка), отделение [словен] от западных балтов (пруссов) датируется приблизительно 1100 г. до н. э., что «совпадает по времени с образованием поморской группы памятников лужицкой культуры» (Дыбо 2006: 93)
В конце октября в Сербии состоится конференция "От Урала до Балкан: контакты и конфликты в римское время и эпоху Средневековья", где среди прочих будет весьма интересный доклад, касающийся этногенеза славян по данным палеогенетики. В общем-то, известна только аннотация, но крайне обещающая.
Немногие темы в польской науке вызывают столько эмоций, как вопрос о происхождении славян.Были предприняты попытки объяснить эту проблему с помощью исторических, археологических, генетических или антропологических методов.Однако славяне — это прежде всего языковая общность.
Ранние славяне прекрасно понимали ход времени и его цикличность. Им удалось наблюдать смену фаз Луны и солнечного цикла, изменение продолжительности дней и ночей. Однако все эти явления они трактовали не так, как представители других культур. Этот факт лучше всего видно на примере славянской недели.