Происхождение слов, топонимы, фамилии, письменность

Речь пойдет о восходящем к миру традиционной культуры ненормативном пласте фольклора. Научные судьбы этой сферы отечественной словесности весьма драматичны. Репрессивная православная культура, раздирающая целостный мир на бестелесное, «духовное» должное и низкий профанный мир эмпирического сущего, плюс сакральное отношение к написанному и, особенно, напечатанному тексту задали табуацию к написанию всего того, что было отнесено к сфере ненормативного.

Хочется сразу предупредить, что все здесь написанное о двух калужских названиях – не более чем фантазия, так что ориентироваться на это как на установленный факт просто нельзя.

Первое из них – деревня Ждамирово, которая вот уже много лет как вошла в городскую черту. В разное время называлась Ждамирова деревня, как в описании Калужского уезда 1631 года, содержащемся в книге Павла Симсона «Калужский уезд во времена Михаила Федоровича», а также в «Списке населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 года». Позже, уточняет краевед Юрий Юрьев, встречаем уже сельцо Ждамирово.

Степной рыцарь – это, конечно, в первую очередь воин, человек серьёзный и не склонный к эмоциям. Но в дружеском кругу донские казаки умели и любили подшутить.

Накануне Дня смеха, который мы отмечаем 1 апреля, коррес­пондент «АиФ-Ростов» узнала у историков, что вызывало смех у наших предков, какие розыгрыши были в ходу и на какие шутки существовало табу.

На прошлой неделе день по продолжительности сравнялся с ночью, рассвет с каждым утром наступает все раньше, солнце на небосводе поднимается все выше, все сильнее пригревает, растапливая последний снег.

А в центре реабилитации диких животных «Феникс» окончательно проснулась медведица Маша. Медведи и в самом деле в эту пору выбираются из берлог и они голодные, а оттого особенно суровые.

Мат к нам татаро-монголы не заносили, он уже тут был. Слова, которые сегодня неприлично употреблять, есть на берестяных грамотах. Так получилось, что наши языческие предки с их родовыми и земледельческими настройками использовали эти слова как обереги и молитвы.

Лекция посвящена индоиранскому участию в этногенезе и культурогенезе народов Европы. Дается представление о масштабе культурного влияния иранцев на народы Европы, подробно рассаматривается как долго, когда и где обитали иранцы в России. Приводится пример повести Н.В. Гоголя "Вий", где прослеживается связь с индоиранской мифологией. Лекция записана в рамках проекта "Звуковая энциклопедия" (создание аудиофонда лекций ведущих гуманитариев Санкт-Петербурга). Автор — Васильков Ярослав Владимирович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. Аудиофайл доступен на сайте.

Думаю, никого не удивлю, если скажу, что Олеся — одно из популярнейших древнеславянских имён. Истинно русская красота имени очаровывает. Стоит лишь произнести его, и слышится волшебная мелодия леса. Кто же она, откуда явилась эта Лесная Фея?

Как известно, до прихода славян на значительной части Руси жили финно-угорских племена волжской, балтской и пермской групп. Ижора, меря, весь, чудь, предки современных финнов, карелов, мари, удмуртов, мокша и эрзя.

 2 mbm 1024x934
КАРТА 1. Часть этнографической карты Санкт-­Петербургской губ. (1852). Ареалы компактного расселения ижор (локальные группы) показаны коричневым цветом

V Всероссийская конференция финно-угроведов «Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России» Петрозаводск 25-28 июня 2014 г.

Гражданский алфавит в России появился 29 января 1710 года по указу императора Петра I. Тогда из русского языка ушли сложные для изучения и написания буквы, а современный облик алфавит получил только при большевиках. Сейчас остается одна спорная буква — «ё». В материале «Ямал-Медиа» рассказываем, почему без нее на самом деле не обойтись.

Поиск

Журнал Родноверие