Во многих кругах неоязычников бытует мнение о всеобщности значений. Т.е. идея, что если что-то делается с хорошими намерениями, но из другой этнической традиции, схожее или почти схожее по сути, то это не может как минимум принести вреда. Разница лишь в региональности этой традиции и терминологии. На мой взгляд, это не единственные различия между духовными путями и разветвлениями традиционного язычества.

На самом деле эта скользкая тема напрашивалась давно. Потому как по умолчанию она существует и сейчас. И те, кто в теме, прекрасно о ней знают. Более или менее выявляется она именно с приближением 9 Мая. В этот день достаточно чётко прослеживается деление российского общества на «народников» и «политических».

В некоторых околоязыческих кругах по-прежнему принято утверждать, что чуть ли не вся Евразия некогда была заселена славянами, то есть автоматом «русами», «русскими», «нашим предками» в общем. По этой же причине любая древняя археологическая находка произвольно трактуется коспирологами в пользу доказательства этих фантазий. Именно славян ставят в прямые родоначальники и наследники всему и вся. Так зародилась и уже давно процветает абсолютно деструктивнаякоторая современная фэнтези-мифология. Она призвана искусственно удревнить историю славян, низводя её до уровня абсурда, а, соответственно, дискредитируя понятие о славянском культурном наследии в целом.

Когда авраамисты начинают обсуждать «плохое» язычество, выборочно делая экскурсы в историю и выстраивая свои «дальновидные» прогнозы, поневоле задаёшься вопросом: а почему бы не попытаться спросить о язычестве у самих язычников?

Помнится, я тут бубнил как-то, мол, сетевые мы все язычники, заходим за язычеством в интернет, сидим тут свой уютный движ наводим, понятия подменяем, прикрываем что ни попадя языческой «ветошью». И от слов своих в общем-то не спешу отказываться. Всё это такое вязкое киселеобразное состояние, где все вместе, но каждый сам по себе сидит за своей личной шторкой, демонстрируя своё «языческое Я», порой совершенно не привязанное к собственной же реальности. Назвался язычником, и нормально. Огородился со всех сторон картинками, фотками, виртуальными друзьями и сидишь лайкаешь всякую херню, почти не вникая.

(Меня тут даже пару раз спросили, почему так редко и мало стал писать на тему язычества. Вот почему. Решил написать об этом много...))

Неоднократно доводилось слышать мнение, что многие обращаются к религии, совершая тем самым побег из собственной реальности. И мы как-то уже привыкли рассматривать подобное явление применительно к христианству, восточным религиозным и всевозможным мистико-философским учениям. Но ведь то же самое может быть и в отношении язычества.

Современное славянское язычество выросло на почве научных источников, удобренной разного рода творчеством, что породило в нём те или иные умозаключения и концепции. Но ведь так любимые нами обоснования всего наукой и строгая линейность критического подхода, подкрепление любой мысли и слова научными ссылками — это следствие укоренившейся в современном человеке материалистической картины мира. А она в свою очередь является противоположностью мифологического мышления. Наука базируется на факте, предлагает теорию, построенную на знании. И любой учёный атеист легко завалит верующего любой конфессии тоннами фактов, опровергающих и низлагающих его смыслы божественного.

Есть такое современное убеждение, что язычник — это дитя природы. И он непременно должен стремиться обитать в тесном физическом и духовном контакте с этой самой Матерью-Природой. Отсюда проистекают все эти витиеватые и летучие как дымка над водой фразы про «жить в ладу», познание законов и сил природы, про понимание её гармонии и величия. Многие уверены, что чем более одухотворённо они отдыхают на природе, тем более они — язычники. И вроде как безусловно приобщаются к истокам, корням, некоему глобальному смыслу бытия. Ощущать свою сопричастность, единение с природой — непременное условие и один из смыслов жизни настоящего новоязычника. Читаешь порой комментарии и складывается ощущение, что язычники только и мечтают как бы насадить побольше лесов, чтобы партизанить в них и создавать всякие эко-поселения.

(несколько сумбурная и, как и всё в неоязычестве, временная мысль)

А я тут понял для себя, почему новоязычество у нас личное. Другого и быть не может. Каждый за себя. Потому что, если по совести, то нашему сообществу в целом доверить всерьёз сколь-нибудь ответственного, общественно или социально значимого решения нельзя! Не способны в общей массе ни в прошлое объективно смотреть, ни цели на будущее ставить, ни продвигать какие-то идеи. И, что самое главное — ни принципов каких-то держаться, ни оставаться им верными.

Участие в обрядовых и религиозных действах, доскональное знание исторических событий, народных песен, танцев, игр делает человека эрудированным в некоторых областях знаний. Но это никак не превращает его в носителя и приверженца традиционной культуры. Это лишь не испробованные на практике знания, не прожитые, не приложенные к собственной жизни. Религиозные воззрения, песни, игры, мифология, изобразительное творчество и многие другие являния культуры могут являться просто сферой интересов или даже профессиональной деятельности людей вовсе не являющихся её носителями.

Поиск

Журнал Родноверие