Волхв Велеслав (V. L. S. L. V, Илья Черкасов) — верховода Русско-Славянской Родноверческой Общины «Родолюбие» (основана в 1998 году), один из основателей Содружества Общин Славянской Родной Веры «Велесов Круг» (основан в 1999 году). Писатель, художник, поэт, учитель и лектор. Его ранние работы легли в основу славянского родноверческого движения и реконструкции славянского язычества. Велеслав — автор ряда книг по русской и славянской традиции, в том числе «Учение волхвов: Белая книга» (2007, 2-е изд. 2010); «Чёрная книга Мары»(2008); «Живые Веды Руси: Откровения Родных Богов» (2008); «Книга Велесовых Сказов» (2005, 2-е изд. 2009), «Книга великой Нави» (2011) и многие другие. Он также внес свой вклад в первый журнал для родноверов "Родноверие».
ДИДИЛИЯ (ДЗИДЗИЛИЯ, ДЗЫДЗИЛЕЛЯ). — Хроника Длугоша (лат. Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae; третья четверть XV в.) — весьма поздний и не вполне достоверный источник — сообщает, что поляки в древности «Венеру именовали Дзидзилелей [Venerem nuncupabant Dzydzilelya].
Они считали ее богиней брака и просили, чтобы она даровала им обилие потомства и многочисленных сыновей и дочерей» [Мансикка 2016. С. 157 (сноска № 151); ср. также: Гейштор 2014. С. 178; Фаминцын 1884. С. 18].
В своём фундаментальном исследовании под названием «Религия славян и её упадок» Хенрик Ловмяньский упоминал «Дидилею» как «непонятную переделку имени Илели» [Ловмяньский 2003. С. 172; со ссылкой на: Łowmiański 1979], полагая, что «сомнительно <...> звучание Дидилеи, известное только самому Длугошу» [Ловмяньский 2003. С. 174].
ЧИСЛОБОГ. — Впервые появляется в числе сфабрикованных во второй половине XVIII в. Прильвицких идолов (нем. Prillwitzer Idole) под именем «Цислбог» (Zislbocg).
Доподлинно о Богине(?) Веле мы не знаем ничего, кроме её имени, которое, впрочем, тоже вызывает вопросы (возможно, от «вила» или от «Велес»?).
Желание во что бы то ни стало найти у славян мифологические параллели античным Богам и Богиням не раз играло с «кабинетными мифологами» злую шутку. Не избежал этого даже такой общепризнанный светоч российской науки, как М.В. Ломоносов, в XVIII в. впервые введший в оборот «бога» Чура.
...Мне думается, что вопрос: "Как стать язычником?" — лишён смысла просто потому, что язычником не становятся, а рождаются. Душа человека — что бы мы ни понимали под этим словом — конечно же, никакая не христианка (лукавый Тертуллиан тут ошибался), а чистая язычница.
Естественные устремления и искания человеческой души проявляются не в следовании церковным или каким-либо иным — выдуманным страшащимися смерти людьми — догматам, а в дерзновенной попытке индивидуума обнаружить и раскрыть свою подлинность, через которую, с некоторыми оговорками, только и возможно постичь то, что люди в просторечии называют "Богом". А поиск живой истины за пределами мёртвого догмата — это одно и есть настоящее язычество!
4 июня — Русалии и Ярила Мокрый (проводы весны и начало лета).
Отдельно следует сказать об отношении современных родноверов к некоторым авторским учениям, использующим элементы славянского язычества и претендующим на аутентичность, при этом в действительности не только не относящимся к славянской традиции, но и компрометирующим её в глазах общественности. Такие учения можно назвать псевдоязыческими или, пользуясь термином постмодернистской философии, симулякрами — своего рода «копиями без оригиналов».
Хотя славянское родноверие, не являясь «книжной» религией, не нуждается в едином и непререкаемом «священном писании», в настоящее время в родноверческих кругах известен ряд высказываний, представляющих собой тезисное изложение основ вероучения и получивших широкое распространение, как, например, уже цитированное выше: «Свято чти родных Богов и предков, живи по совести и в ладу с природой, а если ищешь высшего знания — познай себя».
Также следует отметить почитание современными славянскими родноверами умерших видных деятелей славянского движения, языческих мыслителей и волхвов, внесших значительный вклад в духовное возрождение и развитие славянской традиции. Чаще всего их почитание носит локальный (или даже внутриобщинный) характер.
Друзья и коллеги!
Сегодня мы поговорим о том, в чём принципиальное различие между славянской традицией и культами Нью-Эйдж. Возьмём, для примера, учение возникшего в 90-х гг. XX в. в Омске культа так называемых «православных староверов-инглингов», являющего собой характерный пример эклектического квазирелигиозного учения конца XX в.
Часть 1
Лекция школы "Русская Традиция" от ноября 2009 года
Часть 1