Свеча за обидящего

В Николокормской волости, равно и в других смежных деревнях, сохранился обычай ставить свечу за лицо, которое обидело ставящего свечку. Это и есть "свеча за обидящего". Ставится она во время службы в церкви, преимущественно перед царскими вратами, т.е. перед иконой "Тайной Вечери". Смысл этой свечи таков: как только обиженное лицо поставит свечу за обидевшего ("обидящего"), с последним что-нибудь произойдет неприятное. Таким образом, обычай этот носит характер мстительности.

"Заломки" завивают в конце мая или начале июня, когда рожь отцветает. Завивают ночью перед рассветом те лихие люди, которые "знаются" с "нечистой" силой. В д. Чудине Слуцкого уезда Минской губернии один известный целой округе крестьянин Иван Санюк по прозванию Порца при завивании "заломак" произносит следующие заговоры:

Общего термина для наименования детской «порчи» у русских южной Карелии нет и не было. О ребенке, попавшем под воздействие детской «порчи», говорят, что ему «прикохнулось». Однако отглагольного существительного от «прикохнулось» у русских южной Карелии автору встречать не приходилось. Обычно называют конкретные виды «порчи»: от недоброго взгляда (от «сглаза», «призора», «прикоса»), от недоброго слова (от «притчей», злого «наговора»), от неумеренной похвалы (от «переговора», «оговора») и от преднамеренной «порчи» посредством специального обряда или заговора («от урока»).

В лети на заход(е) с(о)лнца зделат(ь) у воды человека в ег(о) имя з гнилы, нести в сокровенно место се и поставит(ь) стоя, да стрелят(ь) тридевятью стрел(ы) в брюхо. 1 стрел(е) говор(и): Стреляю с(его) человека всякими приточными стрелами, чтоб прикоснула всякая болезн(ь), что на свете болезней ч(е)л(ове)ческих.

Кладь - один из способов традиционного колдовства, при котором колдун размещает заговорённый "предмет" таким образом, чтобы он либо соприкоснулся с жертвой, либо жертва перешагнула через него.

Для умерщвленiя кого нибудь посредствомъ колдовства, стараются добыть волосъ того человѣка, и эти волосы кладутъ въ воскъ или глину и лѣпятъ подобiе человѣческой фигуры. Эту фигуру кладутъ въ маленькiй гробикъ, закапываютъ въ землю и наваливаютъ камнемъ.

- "Шла я из дверей во двери, из ворот в ворота, вышла я в ц’истое поле, в ц’истом поле — синий камень, на этом синем камне сидит ц’ёрт да ц’ертиха, дерутся да ругаются, бьют да щипаются. Вот так бы молодым драться и щипаться, вот так бы вместе спать не ложатся";

Порча — совокупность вредоносных магических приемов и предметов, используемых ведьмами, колдунами и другими «знающими» для причинения ущерба здоровью, благополучию и благосостоянию человека, скота, урожая, хозяйства в целом.

Немало безсонныхъ ночей проводитъ мать, убаюкивая плачущаго ребенка, цѣлуя и лаская его. Въ народѣ существуетъ повѣрье, что безпокойство ребенка происходитъ либо отъ „дурного глаза“, либо отъ злого духа. И неудивительно поэтому, что творческая фантазiя народа не оставила безъ вниманiя и это несчастье.

А берет-то ли Маринка булатний нож,
Она резала следочики Добрынюшкины*,
Сама крепкой приговор да приговаривала:
«Как я режу эти следики Добрынюшкины,
Так бы резало Добрыни ретиво сердце
По мне ли, по Маринки по Игнатьевной».

Подписка на обновления

Материалы на нашем сайте обновляются практически ежедневно. Подпишитесь и первыми узнайте обо всём самом интересном!

Авторизация

Видео

Лекция школы "Русская Традиция" от 28.03.2010

Велеслав - Символика Шуйного пути. Беседа вторая

Лекция школы "Русская Традиция" от 06.06.2009

Алексей Почерников - Планировка культовых мест

Поиск

Журнал Родноверие