Подкатегории

Выдыбай Перуне, Выдыбай! Кричали Украинские хлопцы и дивчины… А дивчины в Киеве – гарные! Русское слово красивые или хорошие тут не подходит, самое близкое – знатные. Но и оно не то. А вот гарные – то!

Славяне — это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).

Не слишком ли многое в окружающем нас мире мы воспринимаем как должное? Даже трагические события ХХ века скоро будут казаться нам древней историей – только лишь потому, что наступило новое тысячелетие. Но все, что нас окружает сегодня, наши знания, наши достижения есть результат тех процессов, которые произошли много веков назад.

45

Так, и наш язык — умение читать и писать, является неотъемлемой частью нашей жизни и, несомненно, лежит в основе нашей сегодняшней культуры. Но обычно мы задумываемся о языке, только если нужно написать текст без ошибок или пообщаться с иностранцами. «Ничто для нас столь обыкновенно, ничто столь просто не кажется, как речь и письмо наши, — писал в XVIII столетии Александр Николаевич Радищев, — но в самом существе ничто столь удивительно есть, как эти самые речь и письмо…»

История открывает нам свои секреты весьма неохотно, и чем больше таких открытий, тем больше возникает вопросов. Одной из таких неразгаданных тайн являются, так называемые «черты и резы», которыми, по некоторым версиям, писали в Древней Руси. В конце IX — начале X веков болгарский монах с языческим именем Храбр создал «Сказание о письменах славянских».

«Прежде убо словене не имеху книг, но чрътами и резами чьтеху и гатааху, погани суще…» На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов»

Позже славяне пользовались греческими и латинскими буквами, но без упорядочения, «безустроения».44

«Так проходит много времени, — пишет Храбр, – «пока не появляется Константин (он же Кирилл) Философ…» Он «создал для них тридцать письмен и восемь, одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии со славянской речью».

Подлинник «Сказания» не сохранился, но известно более 70 – ти его списков (переписанных с подлинника, рукописей) XIV – XVIII веков, в том числе и перевод на русский язык. Обычно, основываясь на этих словах, написанных Храбром, и делают вывод о том, что до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия славяне не знали письменности. По мнению же ряда современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827 – 869) и Мефодий (ок. 815 – 885) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки.

Известие о необычном письме славян встречается у арабского писателя Аль-Массуди (ум. 956 г.). При описании славянского храма в золотых лугах он говорит, что видел там, на камнях начертаны были знаки, которыми обозначены были «будущие дела».

46

Есть мнение что именно «чертами и резами» написана самая спорная и скандальная книга со времен «Слова о полку Игореве» — «Велесова книга». В 1919 году полковник белой армии Али Изенбек в одном из разграбленных имений обнаружил связку дощечек с неизвестными письменами. По утверждению переводчиков, книга создана новгородскими жрецами IX века, посвященная богу богатства и мудрости Велесу. Дощечек, размером 22х38х1 см, было по разным версиям 35 или 37. Дощечки соединялись как книга. На них были нарисованы прямые параллельные линии, под которыми «подвешивались», размещались буквы, — висячее письмо, как в санскрите или хинди. Буквы вдавлены, во вдавленные места втерта краска, дощечки покрыты чем–то вроде лака. Буквы плотно прижималисьруг к другу, без интервала. Подобный тип текстов называется «сплошняком».

Тексты охватывают время с V века до н.э. до IX века н.э. В тексте говорится о происхождении родов древлян, кривичей, полян, северян, руссов. Часто упоминается имя бога Велеса. Отсюда и название книги – «Влесова», «Велесова». Интерес к ней не пропадает, хотя сегодня подлинность древней книги большинством ученых отрицается.

Так что же это за «черты и резы», если на алфавит, созданный Кириллом и Мефодием, они не похожи?. Как назвал их археолог В. Городцов – это некие «литеры неизвестного письма» славян. В 1897 году он вел раскопки, у села Алеканово под Рязанью. Здесь он обнаружил сосуд, содержащий 14 непонятных знаков. «Сосуд оказался очень слабо обожженным... изготовлялся наспех... изготовление... местное, домашнее, а, следовательно, и знаки на сосуде сделаны своим местным или домашним писцом, то есть славянином».

47

Через год там же, у села Алеканово, В. Городцов на фрагментах глиняных сосудов вновь нашел подобные! знаки. Встречаются они и на других предметах. На рисунке изображен кувшин, украшенный орнаментом из множества квадратиков, волнистых линий, черточек, крестиков, треугольников. Сопоставляя различные знаки, археологи пришли к выводу, что на кувшине изображен сельскохозяйственный календарь. Верхний ряд рисунков обозначает языческие праздники. Усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение «громового колеса», знака бога грозы Перуна и обозначал главный грозовой день в году — 20 июля, два креста — Купала, 23 июня. Окружность с крестом – знак Солнца и бога Хорса Однотипные квадраты нижнего ряда — это дни, отделяющие один праздник от другого. А средний ряд между ними — обозначение времен года. Например, колоски, серп и снопы — это время созревания и сбора урожая, т.е. июль и август. Вертикальные волнистые линии — время дождей, т.е. осень. К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям.

Все рисунки выполнены в основном длинными (черты) и короткими (резы) линиями. Таким образом, «черты и резы», о которых пишет черноризец Храбр, —есть символические знаки в форме черточек и зарубок, служившие у древних славян счетными, родовыми и личными знаками, знаками собственности, календарными знаками, знаками для гадания, а также прообразом рунического письма, широко использовавшегося в орнаментах ритуальных предметов.

Возможно, не имеет смысла продолжать здесь список подобных памятников, число которых достаточно велико. Выдающийся русский историк и археолог –академик Б.А.Рыбаков внес неоценимый вклад в изучение и систематизацию этого материала. На сегодняшний день самые подробные исследования этого вопроса отражены в его монографиях “Язычество древних славян” (М., 1981) и “Язычество древней Руси” (М., 1987).

Письмо чертами и резами –это не примитивная «зачаточная письменность славян», это огромное культурное наследство, к сожалению, мало изучаемое ныне, охватывающее и социальную жизнь, и религию и древнюю магию. И даже само название линий – «черты и резы» напоминает нам о том, что русский язык, а правильнее было бы сказать — Великорусский язык, язык Великой, Белой и Малой Руси –всегда был начертанным а это означает одно — письменным.

Можно сказать, что русская свадьба тех времен — это всеобщие гуляния с выпивкой и танцами, радость, праздник для всех и каждого, однако на самом деле свадьба представляла собой полностью продуманный порядок действий, заранее предписанный обычаями. Сложно даже вообразить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась свадьба в старину.

Сокол парит над землёю сынов Трисветлого Даждьбога, взором ясным зрит он луга бескрайние, леса могучие, реки быстрые да горы высокие. И нежна трава на лугах тех, и сосны да ели, да дубы вековые во лесах тех, и полны рыбы да прохладны водою все реки, что с ручейка малого начинаются, и неприступны горы, что богатства хранят.

Осознанная свобода не должна быть ущербной. И в этом великая сила и смысл разумного единения. Распространяется и крепнет исконная вера на землях Российских. Славянская Вера – вера свободы, вера свободных людей. Движимые желанием возродить веру нашу, как обычай, славяне повсеместно создают общины, а из них региональные и межрегиональные Содружества и Союзы. Такие же процессы происходят и на землях наших братских народов в Белоруссии и в Украине.

В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
***

Сказка ложь да в ней намек

Вы никогда не спрашивали себя, почему дети не устают слушать сказки? Они доверчиво воспринимают всё, происходящее в сказке, как действительность, и не отделяют реальности от выдумки, покорно и благодарно принимая повествование. Вроде бы, так должно быть — и никак иначе…А ведь сказка- это не миф, и всё, что в сказке – богатый источник, доносящий до нас информацию о давно исчезнувшем прошлом.

В гости к Винницкой общине родной православной веры "венец Бога" съехались побратимы из Киева, Львова, Черновцов, Запорожья, Тыврова.

Как написал наш Тывровский поэт Рувит: “...сошлись Русины в круг, любимых Богов дети, не рабы...”.

О важности годовых праздничных обрядов.

К сожалению, сегодня многие люди, называющие себя язычниками, говорят, мол, “главное, что у тебя внутри (в душе) творится, внешние проявления твоей веры, мироощущения, знания неважны”. Данная статья направлена на развенчивание таких заблуждений.

Славянская Родная Вера не приемлет жесткое разделение мира (Вселенной, Рода) на “физическое” и “духовное”, поэтому вся “духовная жизнь” Славянина проявляется через “жизнь физическую”, и наоборот. Воистину, для Славянина реальная жизнь и есть богослужение. Здесь мы не будем брать во внимание личное мироощущение каждого, кто называет себя язычником (Славянином); это тема отдельной статьи. Рассмотрим лишь, насколько важны для Славян годовые календарные празднества.

Поиск

Журнал Родноверие