По поверьям, приходит Морена-Зима не позднее 21 груденя (ноября). Отмечают сей день только при выпавшем снеге, если же снег не выпал, то ждут, чтобы земля была покрыта снегом.
Кто же она Морена, Мара? Обратимся вначале к значению самого слова "мор" — смерть, вымирание. Соответственно, Морену почитают как богиню смерти.
Время её начинается после сборов урожая, с первыми морозами и снегами, а в полную силу входит с вьюгами и метелями, ледяными мостами и крепями. Зимней стужи пора, когда выжить дано только сильному и умному, с развитым инстинктом самосохранения и навыками выживания.
В ранних малых родственных групповых структурах, по обычаю экзогамии, женщины приводили спутников из-за пределов материнского клана, поэтому женщины, вынашивающие детей, всегда были связующей группой в общине — их возлюбленные, чаще всего, были гостями, чужими по крови людьми, для материнской группы. Среди матриархальных Хопи (где женщины предлагают мужчинам вступить в брак), муж переезжает в дом жены, который она наследует от матери; но он проводит большую часть времени в доме собственной матери, где они — кровные родственники. Те же обычаи были обнаружены во всей доколониальной Африке и, без сомнения, существовали у всех наших европейских языческих предков.
(не без шероховатостей, но весьма дельно)
Почему в одних случаях ведовские обряды в одних и тех же руках работают, а в других – нет, как бы вы не старались?
Почему один и тот же обряд вчера сработал у вас отлично, а сегодня с точностью до наоборот?
Ночь с 31 октября на 1 ноября – мистическая. Первое, что вспоминают, – Хеллоуин. Да, конечно, его разрекламировали маркетологи всех стран. Как удобно – тыквы, черепушки, страшилки разные продавать в качестве сувениров, устраивать костюмированные вечеринки. Опять-таки на костюмы народ тратится…
Так и случилось. Это немного похоже на финиш после долгого марафона в тумане между поворотами и трещинами. Или увидеть вдруг широко раскинувшееся поле схватки после выхода из этих Туманов.
Для древнего раса не являлась просто списком внешних черт, формы черепа и оттенка глаз. Это было нечто большее: общность, объединяющая целые народы по наличию общего предкового народа, и, как следствие, общей предковой религии. Народы, единые одной расой, имели единое мировоззрение, праздновали одни и те же годичные праздники, хоть и называя их по-разному, но очень схожими и родственными названиями. Этот изначальный расовый субстрат, стержень, вокруг которого формировались малые народы этой группы, являлся истоком Примордиальной Традиции и мироощущения для этих народов. Он был источником вдохновения и высших ценностей.
Я считаю Бориса Александровича Рыбакова настоящим волхвом. Даже если он был материалистом, или его религиозные воззрения не были близки родноверию, то эта фигура всё равно настолько значима для родноверия, что её вклад трудно переоценить.
Вспомнил, что в 90-х родители выписывали довольно интересный журнал "Наука и религия". И в одном из номеров я прочитал статью "Узелковое письмо древних славян" за авторством некоего А.Барашкова. Позже выяснил, что Барашков — это Бус Кресень, он же — Александр Асов. Похоже, что статейка — это очередная фолк-хистори... Ну ладно, пусть будет. Кроме собственно статьи приводится её критика от двух авторитетов — Д.С.Лихачёва и Б.А.Рыбакова.
Волхв достаёт из тайника расписной берестяной короб. На коробе потускневшими от времени красками нарисована полуптица-получеловек с дивным именем – Гамаюн.
Источник: «Атеистические чтения», №10 за 1979 год. Повествование разбавил как аутентичными картинками (из оригинальной статьи), так и не очень...
Кандидат филологических наук Ю. Шанин знакомит наших читателей с мифами и легендами о происхождении Олимпийских игр древности и с действительной их историей в статье «Боги и люди на стадионах Эллады».
Жарко бывает летом в Олимпийской долине. Той самой долине близ местечка Олимпия (в области Элида), где еще за три тысячи лет до наших дней состязались лучшие атлеты Древней Греции. А если верить мифам, то тут соревновались даже боги.